Информация прокуратуры Брестского района

«Неподдающиеся»

 

В 2015 г. судом Брестского района с участием прокурора рассмотрено 5 дел о направлении несовершеннолетних  в возрасте от 11 до 18 лет,  нуждающихся в особых условиях воспитания в  специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные  учреждения, причем 2 решения о направлении  в специальные учебно-воспитательные приняты в отношении девочек. 

Особую обеспокоенность вызывает рост количества несовершеннолетних, чье поведение  подводит их к черте  кандидатов для помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения, поскольку в  период с 2013 г. -2014 г.  данная категория  гражданских дел районным судом не рассматривалась.

В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от 11 до 18 лет, которые имеют особенности психофизического развития, либо страдают заболеваниями, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, либо состоят в порядке, установленном законодательством, на наркологическом учете.

Дела указанной категории рассматриваются в порядке особого производства с учетом особенностей, предусмотренных  ГПК Республики Беларусь, с обязательным участием прокурора.

Основаниями к  помещению несовершеннолетнего в специальное учреждение по решению суда согласно Закону Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями и дополнениями (далее - Закон) являются: 

1. в отношении несовершеннолетнего приняты решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния они был не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;

2. в течение года несовершеннолетний три раза был  привлечен к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения, или мелкое хищение, или умышленное уничтожение либо повреждение имущества, или мелкое хулиганство, или распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения, или занятие проституцией, или заведомо ложное сообщение, или управление транспортным средством в состоянии опьянения, или управление транспортным средством без права управления этим средством и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных в настоящем абзаце административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;

3. в течение года несовершеннолетний три раза совершил деяния, содержащие признаки указанных выше административных правонарушений, но не достиг ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь совершил одно из этих деяний и у него сформировалось нежелание вести законопослушный образ жизни.

Поскольку помещение несовершеннолетнего, у которого сформировалось устойчивое нежелание вести правопослушный образ жизни, в спецучреждение является крайней мерой, особое внимание родителей и педагогов хочется обратить на  принятие всех мер, направленных  на исправление поведения подростка, замеченного в антиобщественном поведении,  и  усиление контроля за его поведением со стороны родителей, особенно во внеурочное время и во время каникул.

 

 Старший помощник

 прокурора Брестского района

 юрист 2 класса                                                                      И.В. Марейко  

 

 

Приоритеты   в работе

 

Надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь.

По-прежнему остается острой проблема предупреждения преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

Отмечая тенденцию сохранения уровня преступности несовершеннолетних в 2015 г.  в сравнении с 2014 г. и активизацию работы со стороны субъектов профилактики в данном направлении, проводимые  прокуратурой района проверки соблюдения Закона Республики Беларусь  от 31.05.2003 №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  показывают отсутствие системного и комплексного похода к осуществлению профилактической работы со стороны субъектов профилактики и незаинтересованность родителей в правовом просвещении несовершеннолетних и контроле за времяпрепровождением детей, о чем свидетельствует увеличение количества внесенных прокурором района актов реагирования.

Так, в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних  и молодежи прокуратурой Брестского района проведен ряд  проверок в учреждениях образования района, Брестском районном исполнительном комитете, КУМПП ЖКХ «Брестское ЖКХ» предприятиях района,   по результатам которых подготовлены и внесены акты прокурорского реагирования: 8 представлений, в том числе 4 по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  17  предписаний, в том числе 6 предписаний, направленных на защиту прав в неблагополучных семьях; принесено 5 протестов; объявлено 44  официальных предупреждений,  в том числе 26- по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних , 14- по профилактике пьянства и наркомании в молодежной среде,  22 лица привлечены к дисциплинарной ответственности по требованию прокурора в рамках проведения проверок соблюдения законодательства по предупреждению преступности и правонарушений среди несовершеннолетних; 12 лиц по требованию прокурора привлечены к административной ответственности.

По результатам проведенных прокуратурой проверок  и внесенных прокурора района предписаний  5 несовершеннолетних из 4 семей  признаны находящимися в социально-опасном положении. С данными семьями соответствующими субъектами проводится работа по реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и преодолению показателей социально опасного положения.

 Вместе с тем, хочется в очередной раз  обратить внимание родителей на необходимость активного взаимодействия с учреждениями образования, в которых обучаются Ваши дети, для своевременного и комплексного принятия мер по  предупреждению преступности и правонарушений среди несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

 

 

Старший помощник

прокурора Брестского района

юрист 2 класса                                                                        И.В. Марейко 

Ещё в этом разделе