Перечень учебных программ факультативных занятий и пособий по воспитательной работе, рекомендованных к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь»

Приложение 2

 

1. Мое Отечество. Учебная программа факультативных занятий для V–VII классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Буткевич В.В., Толкачева О.В. (опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне», № 4, 2011 г., размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников подросткового возраста. Реализация программы будет способствовать расширению знаний обучающихся об историческом развитии Беларуси, жизни белорусского народа; формированию ценностного отношения к своей Родине; воспитанию обучающихся на лучших традициях национальной культуры; воспитанию глубокого уважения к национальному наследию, традициям, обычаям и культуре белорусского народа.

2. Краязнаўства. Учебная программа факультативных занятий для VI–IХ классов учреждений общего среднего образования. Автор – Катович Н.К. (опубликована в журнале «Веснік адукацыі», № 3, 2011 г., размещена на сайтеwww.adu.by).

В основу содержания факультативных занятий положен комплексный подход, который учитывает как разнообразные стороны познания родного края, так и различные аспекты воспитания учащихся в процессе краеведческой деятельности. Реализация программы будет способствовать повышению интереса к родному краю и углублению знаний о нем; воспитанию ценностного отношения к материальному, культурному и природному наследию народа Беларуси; формированию национального самосознания и умения жить в поликультурном мире.

3. Подготовка школьника-лидера и организатора детского, молодежного общественного объединения. Учебная программа факультативных занятий для учащихся IX(X) классов учреждений общего среднего образования. Автор – Минова М.Е. (опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне», № 4–5, 2010 г., размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на формирование лидерской и организаторской культуры учащегося как гражданина, ответственного члена детского, молодежного общественного объединения.

4. Исследуя гуманитарное право. Учебная программа факультативных занятий для учреждений общего среднего образования, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. Авторы – Кучинский А.И., Залуцкая Е.В., Романов В.Ф.

Программа направлена на формирование у обучающихся позиции ненасилия, отзывчивости, способности к сопереживанию, умения мирно разрешать конфликты в рамках правового поля, а также готовности твердо придерживаться принципов и норм международного гуманитарного права.

5. Правила в моей жизни. Учебная программа факультативных занятий для 2‑4-х классов учреждений общего среднего образования. Автор – Чернявская А.С. (размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на создание условий для освоения учащимися базовых общечеловеческих ценностей, способствующих формированию у детей ответственности за свою жизнь и здоровье, чувства собственного достоинства, уважения к закону, правам и свободам других людей.

6. Учимся жить в мире и согласии. Учебная программа факультативных занятий для 5‑8-х классов учреждений общего среднего образования. Автор – Чернявская А.С. (опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне» № 3, 2011 г., размещена на сайте: www.adu.by).

Программа способствует эффективному решению задач, связанных с социальной адаптацией школьников подросткового возраста, формированию нравственно-правовой культуры.

7. Будущее – это мы. Учебная программа факультативных занятий для 3 (4) классов учреждений общего среднего образования. Автор – Кобачевская С.М. (опубликована в журнале «Пачатковае навучанне» № 10, 2010 г., размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на воспитание нравственно-волевых качеств, таких как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, инициативность, трудолюбие и смелость.

8. Подготовка учащихся к семейной жизни. Учебная программа факультативных занятий для X(XI) классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Аладьин А.А., Смагина Л.И., Чернявская А.С., Елисеева Т.П. (размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на формирование у обучающихся культуры семейных отношений, подготовку к вступлению в брак и осознанному родительству.

10. Основы гендерных знаний. Учебная программа факультативных занятий для X-XI классов учреждений общего среднего образования. Авторы  ‒ Коновальчик Е.А., Смотрицкая Г.Е. (размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на формирование гендерной культуры старшеклассников, способствует осмыслению обучающимися проблем современного общества, содействует самообразованию и самопознанию, личностному росту.

11. Основы экологии и профессиональное будущее. Учебная программа факультативных занятий для IX-X классов учреждений общего среднего образования. Автор – В.Н. Ковалева (опубликована в журнале «Веснік адукацыі», №5, 2013 г., размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на формирование у учащихся основ экологической культуры, обеспечение знаниями о производственной среде и ее проблемах. Основной акцент сделан на профориентацию учащихся на экологические специальности и роль экологических знаний в будущей профессии.

12. Культура здорового образа жизни. Учебная программа факультативных занятий для IX(X) классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Катович Н.К., Ковалева В.Н. (опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне», № 4, 2010 г., размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни как компонента базовой культуры личности.

13. Туризм. Учебная программа факультативных занятий для VIII‑XI классов учреждений общего среднего образования. Автор – Митрахович С.С. (опубликована в журнале «Пазашкольнае выхаванне», № 6, 2010 г., размещена на сайте: www.adu.by).

Основная цель факультативных занятий по туризму – совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития обучающихся. Реализация программы позволит расширить возможности изучения родного края учащимися, приобрести навыки самостоятельной деятельности.

14. Основы современного этикета. Учебная программа факультативных занятий для IX(X, XI) классов учреждений общего среднего образования. Авторы – Савицкая Ю.В., Савицкая А.В., Рогалевич Н.Н. (размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на формирование у обучающихся представлений о современном этикете. Реализация данной программы будет содействовать формированию личностной зрелости старшеклассников, развитию ответственности за свои мысли и действия, гармонизации взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

15. Мы – сами. Учебная программа факультативных занятий по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения для V-VIII классов учреждений общего среднего образования. Авторы ‒ Данилова Е.Л., Касьян О.А., Кирпиченко А.А., Крутовцова Н.А., Мартынова Е.В., Слепцова Л.Ю., Якушкин Н.В. (размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, на освоение навыков и форм отказа от употребления алкоголя, других психоактивных веществ. Освоение программы будет способствовать формированию у учащихся навыков преодоления кризисных ситуаций, а также развитию умений и способов управления своим эмоциональным состоянием.

16. Подготовка волонтеров к реализации подхода «равный обучает равного». Учебная программа факультативных занятий для IX (X, XI) классов учреждений общего среднего образования. Автор ‒ Минова М.Е. (размещена на сайте: www.adu.by).

Программа направлена на содействие усвоению участниками образовательного процесса содержания равного обучения в области сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни, гендерной культуры, безопасного и ответственного поведения; создание условий для освоения волонтерами современных методов и форм реализации подхода «равный обучает равного», подготовки и проведения обучающих занятий со сверстниками.

17. Учебно-методический комплекс для проведения факультативных занятий «Основы православной культуры» в I-IV классах учреждений общего среднего образования:

Основы православной культуры. Учебная программа факультативных занятий для I-IV классов учреждений общего среднего образования. Авторы ‒ А.В. Бройко, Г.А. Лаврецкий, Т.О. Николаева, А.М. Суханова, В.И. Писаренко, Л.В. Финькевич, В.В. Чечет /под ред. А.В. Бройко, И.М. Стремок;

Духовно-нравственное воспитание учащихся на православных традициях белорусского народа (Факультативные занятия «Основы православной культуры», I-IV классы): пособие для педагогов учреждений общего среднего. Авторы ‒ Л.В. Финькевич, А.В. Бройко, Т.Е. Сергеенко, Н.В. Тимошенко, В.В. Чечет / под редакцией А.В. Бройко, Н.В. Тимошенко.

 

Пособия

по воспитательной работе, рекомендованные к использованию в учреждениях общего среднего образования с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь»

 

  1. Буткевич, В.В. Моё Отечество: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / В.В. Буткевич, О.В. Толкачева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 224 с.

В пособии раскрываются педагогические возможности формирования гражданственности и патриотизма учащихся V классов на факультативных занятиях «Моё Отечество». Пособие содержит программу факультативных занятий, методику их проведения, материалы к занятиям.

  1. Буткевич, В.В. Моё Отечество: 6 – класс: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения / В.В. Буткевич, О.В. Толкачева. – Минск: Нац. ин-т образования. 2014. – 183 с.

Пособие содержит информационно-методические рекомендации педагогам по организации и проведению факультативных занятий, а также учебную программу факультативных занятий «Мое Отечество» для VI классов учреждений общего среднего образования.

  1. Буткевич, В.В. Методика организации гражданского воспитания учащихся: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / В.В. Буткевич, О.В. Толкачева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 224 с.

В пособии представлен анализ различных подходов к организации процесса гражданского воспитания учащихся, методические материалы. Материалы пособия позволяют совершенствовать методику организации гражданского воспитания учащихся в условиях учреждений образования.

  1. Кучинский, А.И. Исследуя гуманитарное право: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования (8-11 кл.), проф.-тех. И сред. спец. образования /А.И. Кучинский, Ю.И. Гладков, И.В. Титовец. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 272 г.

В пособии рассматриваются вопросы истории возникновения норм международного гуманитарного права и практики применения их на современном этапе развития международного сотрудничества в области прав человека.

Содержание пособия рассчитано на проведение 20 факультативных занятий. Согласно программе факультативных занятий «Исследуя гуманитарное право» и в соответствии с тематическим планированием занятия могут быть одно- или двухчасовым.

  1. Минова, М.Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях: пособие для рук. учреждений образования, педагогов-организаторов, кл. руководителей, работников учреждений внешк. воспитания и обучения / М.Е. Минова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 152 с.

Раскрыты теоретические и методические основы формирования нравственных ценностей личности и коллектива в условиях детских и молодежных объединений. Содержит разнообразный методический и диагностический материал по реализации задач нравственного воспитания.

  1. Петрович, Л.В. Ученическое самоуправление в школе: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Л.П. Петрович. – Нац. ин-т образования. 2014. – 232 с.

В пособии раскрывается сущность ученического самоуправления, его место и роль в воспитании школьников, а также условия развития. Рассматривается структура и методика организации ученического самоуправления в классе и школе. Приводятся примеры из практики работы учреждений образования Республики Беларусь.

  1. Луговцова, Е.И. Формирование у учащихся умения жить в поликультурном мире: пособие для пед. работников общеобразоват. учреждений и учреждений внешк. воспитания и обучения / Е.И. Луговцова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 191 с.

В пособии представлены данные современных исследований в области поликультурного образования, даются рекомендации по практической работе с ними, рассматриваются принципы, содержание и методы поликультурного воспитания. Предлагаются основные подходы к организации системы поликультурного воспитания в школе, представлены методы работы по формированию межкультурной и межконфессиональной толерантности у обучающихся.

  1. Формирование толерантного отношения к детям-беженцам средствами поликультурной педагогики: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи / А.В. Селиванов [и др.]. – Минск: Пересвет, 20014. – 128 с.

В пособии рассмотрена проблема беженцев в мире и Республике Беларусь. Раскрываются теоретические основы поликультурного воспитания обучающихся, описаны основные формы и методы работы в этом направлении. Представлен цикл практических занятий  по формированию толерантного отношения к беженцам, людям разных национальностей и конфессий в контексте национальных традиций и культуры белорусского народа.

  1. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А.В. Торхова, И.А. Царик, А.С. Чернявская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009.‑ 120 с.

В книге раскрыты факторы возникновения противоправного поведения учащихся, изложена теория предупреждения правонарушений школьников в учреждениях общего среднего образования, описывается специальная методика нравственно-правового воспитания учащихся с противоправным опытом, приводятся методики, которые можно использовать в практической деятельности.

  1. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Г.Ф. Бедулина. – Минск: Нац. Ин-т образования , 2013. – 192 с.

В пособии представлены материалы по организации социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков в учреждениях общего среднего образования. Предназначено для педагогов учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи и социально-педагогических учреждений. Будет полезно лидерам детских и молодежных организаций, занимающихся вопросами профилактики девиантного поведения подростков.

  1. Профилактика юношеского суицида: пособие для педагогов-психологов и педагогов социал. учреждений общего сред., профессионально-техн., сред. специал. образования, социально-педагогических учреждений / Г.А. Бутрим [и др.]. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 400 с.

В пособии представлен материал по теоретико-прикладным аспектам современной суицидологии. Раскрывается эволюция взглядов на проблему суицида, дается анализ современных подходов к ее решению, предлагается модель организации профилактики суицидального поведения в учреждениях образования.

  1. Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 184 с.

В пособии рассматриваются цели и задачи, содержание современного воспитания; методы, средства и технологии воспитания, управления и самоуправления в системе гуманистического воспитания.

  1. Кабуш, В.Т. Воспитать человека: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.Т. Кабуш, Т.В. Плахова, А.В. Трацевская. – Минск: Зорны Верасок, 2015. – 160 с.

В пособии рассматриваются основные понятия индивида, личности, гражданина, исходные положения, содержание, средства, формы и методы формирования личности на общечеловеческих ценностях. Особое внимание уделено таким этическим категориям, как духовность, творчество, культура, этикет, добродетели и др.

  1. Кадол, Ф.В. Воспитание чести и личного достоинства школьников: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования /Ф.В. Кадол. – Минск: Нац. ин-т образования. 2013. – 216 с.

В пособии раскрываются научно-методические основы воспитания чести и личного достоинства учащихся. Дается характеристика эмоционально-ценностных представлений о чести и личном достоинстве, освещаются проблемные, практические аспекты их воспитания. Представлено информационно-методическое обеспечение процесса формирования чести и личного достоинства учащихся.

  1. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении: пособие для педагогов-психологов общеобразоват. и соц.-пед. учреждений / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск: Зорны Верасок, 2011. – 271 с.

В пособии представлен опыт работы педагогов-психологов детского социального приюта социально-педагогического центра Центрального района г. Минска с детьми, имеющими нарушения психологического здоровья вследствие семейного неблагополучия. Раскрыты формы психолого-педагогического сопровождения семей с проблемами алкоголизации и насилия в отношении детей. Рассмотрены вопросы организации работы по повышению психолого-педагогической культуры родителей. Включены материалы для проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, младшими школьниками, подростками и родителями из семей, находящихся в социально опасном положении.

  1. Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 208 с.

В пособии раскрываются основные подходы к организации взаимодействия школы и семьи. Описаны современные формы и методы работы с различными категориями семей, предлагаются методы коррекции семейного воспитания.

  1. Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. - Минск :ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.

В пособии раскрыта сущность педагогического взаимодействия с семьей, его структура, типы, функции, особенности конструирования как процесса. Обоснованы основные направления взаимодействия классного руководителя с семьей, его научно-методическое обеспечение.

  1. Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.

В пособии раскрыты подходы к пониманию феномена «успешное родительство», описаны его структурные компоненты и механизмы формирования. Изложены стратегия и тактика продвижения к успешному родительству. Представлены традиционные и нетрадиционные формы работы классного руководителя с обеими родителями в рамках их психолого-педагогического просвещения и обучения.

  1. Подготовка учащихся к семейной жизни: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / А.А. Аладьин [и др.]. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 200 с.

В пособие включена учебная программа факультативных занятий для X(XI) классов учреждений общего среднего образования «Подготовка учащихся к семейной жизни». Описываются подходы и требования к организации факультативных занятий по данной программе, активные формы и методы работы. Пособие содержит конспекты занятий по всем предлагаемым темам, богатый дидактический и раздаточный материал, позволяющий на качественно высоком уровне проводить работу с учащимися.

  1. Фурманов, И.А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И.А. Фурманов. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 176 с.

В пособии представлены материалы, описывающие особенности психического развития и поведения ребенка, воспитывающегося в условиях семейного неблагополучия, даны психолого-педагогические рекомендации по преодолению личностных и поведенческих затруднений у детей.

  1. Воспитание в семейной группе социально-педагогического учреждения: пособие для педагогов социально-педагогических учреждений, учреждений общ. сред. образования, родителей-воспитателей детских деревень (городков) / В.В. Мартынова [и др.]. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 216 с.

В пособии определяются особенности организации процесса воспитания в семейных группах социально-педагогических учреждений, подготовки воспитанников к самостоятельной жизни; предлагается ряд программ и циклов занятий для детей, а также программы подготовки воспитателей к работе в семейных группах.

  1. Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 160 с.

В пособии представлен анализ проблем социализации воспитанников социально-педагогических учреждений, система работы по организации патронатного воспитания, определены задачи патронатной семьи. Разработаны технологии подбора и подготовки патронатных воспитателей, содержание, формы и методы организации жизнедеятельности ребенка в патронатной семье.

  1. Лахвич, Ю.Ф. Психологическая диагностика адаптации детей и родителей к усыновлению: пособие для педагогов-психологов, педагогов социал. социал.-пед. учреждений, специалистов органов охраны детства управлений (отделов) образования, спорта и туризма / Ю.Ф. Лахвич, О.С. Головнева.‑ Минск: Нац.ин-т образования, 2015. – 464 с.: ил.

В пособии представлена модель социально-психологической адаптации детей и родителей к усыновлению, определены критерии оценки успешности данного процесса. Предлагается комплекс психодиагностических методик для изучения адаптации детей и родителей к усыновлению.

  1. Капелевич, Т.С. Организация социально-педагогической работы в школе: пособие для педагогов социальных учреждений общ. сред. образования / Т.С. Капелевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 240 с.

Пособие содержит практические аспекты социально-педагогической деятельности в учреждениях общего среднего образования. Изложен материал, раскрывающий содержание и направления, планирование и анализ деятельности педагога социального. Уделяется внимание социально-педагогической работе с семьей, религиозным организациям и молодежным субкультурам.

  1. Никончук, А.С. Социально-педагогическая работа в группах: пособие для педагогов социальных, педагогов-психологов общеобразовательных учреждений и социально-педагогических учреждений / А.С. Никончук. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. –152 с.

В пособии внимание уделено роли и значению групп в жизни общества, показаны наиболее характерные аспекты их функционирования, рассмотрены группы как объект и субъект социально-педагогической работы. Приведена социально-педагогическая классификация семей, сделан особый акцент на воспитательной функции семьи, даны основы терапии семейных отношений.

  1. Луговцова, Е.И. Психология формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов соц. учреждений общ. сред. образования / Е.И. Луговцова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 192 с.

В пособии рассматриваются психологические аспекты формирования здорового образа жизни старшеклассников с учетом современной социокультурной ситуации; предложены модель формирования культуры здорового образа жизни и программа практических занятий; представлены современные формы и методы работы в рамках данной тематики.

  1. Самусева, Н.В. Подростковый клуб «Я выбираю здоровье»: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.В. Самусева. – Минск: Нац. ин-т образования. 2013. – 200 с.

В пособии изложены краткие теоретические сведения о здоровье и здоровом образе жизни, охарактеризованы различные концепции здоровьесбережения обучающихся в образовательном процессе учреждений общего среднего образования.

  1. Купчинов, Р.И. Формирование у учащихся здорового образа жизни (материалы для лекций, бесед, факультативных занятий): пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей / Р.И. Купчинов. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 224 с.

В пособии представлены материалы о компонентах, составляющих здоровый образ жизни; социально-биологические основы здорового образа жизни. Рассмотрены основные факторы риска для здоровья. Даны рекомендации по вопросам организации здорового образа жизни.

  1. Корзенко, В.Н. Основы формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / В.Н. Корзенко, А.Л. Смотрицкий, Г.Е. Смотрицкая. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 176 с.

Пособие посвящено вопросам формирования у учащихся ценностного отношения к своему здоровью с учетом гендерного компонента, знаний о факторах, оказывающих на него негативное влияние, способах его сохранения и укрепления. Приведены основные направления работы педагогов по формированию у учащихся установок здорового образа жизни, оптимизации их двигательной активности, предупреждению перегрузок и стрессовых реакций, профилактике инфекционных заболеваний.

  1. Аксючиц, И.В. Профилактика употребления психоактивных веществ: пособие для психологов и педагогов общеобразоват. учреждений / И.В. Аксючиц. – Минск : Нац. Ин-т образования, 2009. – 216 с.

В пособии раскрываются теоретические основы профилактики употребления психоактивных веществ, предлагаются тренинговые занятия, развивающие личностные ресурсы и здоровые поведенческие стратегии учащихся, актуализацию их личностных ресурсов. Профилактическая деятельность предполагает как поэтапное, так и одновременное использование тренингов на всех уровнях: от подготовки учителей до коррекционной работы с учащимися «группы риска».

  1. Аксючиц, И.В. Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений общего среднего образования / И.В. Аксючиц, В.А. Хриптович. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 215 с.

Пособие рассматривает вопросы, касающиеся основных понятий, причин и механизмов формирования зависимого поведения, а также профилактики наркотической и табачной зависимости детей и подростков. Содержит занятия, материал которых строится на основе развития здоровых поведенческих стратегий, тематические тренинги, методы диагностики зависимого поведения.

  1. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений, учреждений внешк. воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 208 с.

В пособии даны основные сведения о педагогическом потенциале и технических особенностях детско-юношеского туризма и его основной формы – туристского похода. Приложения содержат нормативные документы, регламентирующие проведение туристских походов с обучающимися, и программы факультативных занятий «Туризм».

  1. Ковалева, В.Н. Организация экологически благоприятной здоровьесберегающей среды в школе: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / В.Н. Ковалева; под ред. Н.К. Катович. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 168 с.

В пособии рассматриваются особенности формирования культуры здорового образа жизни и экологической культуры обучающихся. Предлагается методика организации экологически благоприятной здоровьесберегающей среды в учреждении общего среднего образования.

  1. Программы объединений по интересам эколого-биологического профиля: для рук. объединений по интересам (кружков) учреждений внешк. воспитания и обучения, общеобразоват. учреждений / Л.А. Банько [и др.]; под ред. С.С. Кашлева. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2009. – 216 с.

В сборнике представлены программа кружка ландшафтного и интерьерного дизайна «Экодизайн», программа кружка по изучению основ урбоэкологии «Природа в городе», программа кружка экологических знаний «Экология и жизнь», программа кружка комнатного цветоводства «Человек и цветы», программа кружка аквариумистики «Мир аквариума», программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Здравушка», программа кружка эколого-валеологической деятельности «Медуничка», программа кружка начальных экологических знаний «Растишки», программа кружка соломоплетения «Стрекоза», программа кружка эколого-театральной деятельности «Эврика», программа кружка театрально-экологической деятельности «Экологический театр».

  1. Театральные объединения детей и молодежи: пособие для педагогов учреждений доп. образования детей и молодежи и учреждений общ. сред. образования/ А.Ю. Абрамович [и др.]; под ред.: Л.А. Исачкина [и др.]. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 252 с.

Пособие содержит программы финалистов III республиканского конкурса образовательных программ театральных объединений учреждений дополнительного образования детей и молодежи, которые представляют многолетний опыт работы руководителей театральных коллективов.

  1. Объединения по интересам изобразительного и декоративно-прикладного творчества: пособие для педагогов учреждений доп. образования детей и молодежи, общ. сред. образования с белорусским и русским языком обучения / Н.Д. Андреюк [и др.]: под ред. Е.В. Гришкевич, Т.А. Сидоревич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2015. – 273 с.

Пособие содержит программы финалистов IV республиканского конкурса программ объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

  1. Аб’яднанні па інтарэсах: выхаванне сродкамі беларускага фальклору: дапаможнік для педагогаў устаноў дадатковай адукацыі дзяцей і моладзі, агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / Т.М. Крыўко [і інш.] пад рэдакцыяй В.А. Кляцовай, Т.М. Крыўко, І.П. Шаўчэнкі. – Мінск: Пачаткова школа, 2015. - 152 с.

Дапаможнік змяшчае праграмы пераможцаў V Рэспубліканскага конкурсу праграм аб’яднанняў па інтарэсах фальклорнага накірунку ўстаноў адукацыі. Матэрыялы маюць практычную накіраванасць і даюць інфармацыю па захаванні і аднаўленні народных традыцый, музычнага фальклору розных рэгіёнаў Беларусі.

  1. Шестой школьный день: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования, учреждений дополнит. образования детей и молодежи /А.С. Никончук [и др.]; под ред. А.С. Никончука. – Минск: Нац. ин-т образования, 2011. – 184 с.

В пособии содержится научно-методический и практический материал, отражающий деятельность учреждений общего среднего образования в шестой школьный день.

  1. Бесова, М.А. Каникулы в оздоровительном лагере: пособие для педагогических работников оздоровительных лагерей / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Минск: Зорны Верасок, 2011. – 172 с.

В пособии раскрываются организационно-педагогические основы работы воспитателя с детьми в оздоровительном лагере. Даны практические рекомендации воспитателям по организации разнообразных форм деятельности детей, которые помогут сделать их отдых во время каникул ярким и запоминающимся.

  1. Азбука этических ценностей: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / В.Т. Кабуш [и др.]; под ред. В.Т. Кабуша. – Минск: Нац. ин-т образования. 2013. – 192 с.

В пособии рассматриваются основные этические категории, образующие суть общечеловеческих ценностей и составляющие основу нравственного воспитания учащихся.

  1. Савицкая, Ю.В. Основы современного этикета 9-й (10-й, 11-й) кл.: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Ю.В. Савицкая, А.В. Савицкая, Н.Н. Рогалевич. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 104 с.

В пособии представлены методические материалы организации и проведения факультативных занятий по основам современного этикета. Используется комплексный подход при изложении материала, что позволяет повысить эффективность его усвоения обучающимися. Планы занятий помогут педагогу профессионально раскрыть темы. Для педагога предусмотрена возможность применять персональный опыт и творческий подход при проведении занятий.

  1. Савицкая, Ю.В. Основы современного этикета: пособие для учащихся 9-го (10-го, 11-го) кл. общеобразоват. учреждений / Ю.В. Савицкая, А.В. Савицкая. ‑ Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 200 с.

Пособие предназначено для обучающихся старшего школьного возраста учреждений общего среднего образования. Оно позволит расширить и систематизировать знания школьников в области теории и практики этикета. Для более эффективного усвоения материалов при составлении текстов использована технология «позитивного сообщения», предусматривающая отказ от частицы «не».

  1. Филимонова, Н.И. Удивительная страна экономика: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования, доп. образования детей и молодежи / Н.И. Филимонова. – Минск: Нац. ин-т образования, 2013. – 338 с.: ил.

В пособии предлагаются методические рекомендации по рациональной организации занятий по программе кружка «Удивительная страна экономика», а также занимательный материал для самостоятельной работы и контроля знаний, исторические сведения и интересные факты, примеры решения заданий.

  1. Мельничук, И.А. Экономическое воспитание младших школьников: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / И.А. Мельничук; под ред. М.П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 168 с.

В пособии изложены цели, задачи, содержание, педагогические условия эффективности экономического воспитания младших школьников. Дана характеристика экономической культуры учащихся данного возраста как результата воспитания. Проанализированы возрастные особенности младших школьников, их учет в развитии экономической культуры. Приведена система воспитательных занятий с детьми, а также разработан информационно-практический материал для педагогов по работе с родителями учащихся.

Ещё в этом разделе