Советы и рекомендации педагога-психолога

Памятка для классных руководителей

Памятка для классных руководителей

Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств:

Заблуждение 1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.

Изучение обстоятельств суицида показало: большинство из лишивших себя жизни - это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Они никогда не лечились у психиатров, не обнаруживали каких- либо поведенческих отклонений, позволяющих отнести их к категории больных. По данным многих авторов, на учёте в психоневрологических диспансерах состояло лишь 20% суицидентов и только 8 - 10 % нуждались в специализированной медицинской помощи.

Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.

Некоторые руководители высказывают сомнение относительно самой возможности предупреждения самоубийства. Суицидальные намерения, считают они, неотвратимы: если человек решил покончить с собой, никто и ничто не сможет его остановить. Однако психиатрами отмечается, что потребность к самоуничтожению у подавляющего большинства людей является лишь временной. Н.А. Бердяев подчёркивал, что самоубийцы - это люди с “ободранной кожей”, т.е. суицид - это крик о помощи. Таким образом, потребность суицидента в душевной теплоте, желание быть выслушанным, понятым, готовность принять предлагаемую помощь - всё

это убеждает, что организация профилактики самоубийств необходима.

Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.

По данным исследований, 34 % людей, совершивших самоубийства или покушавшихся, сообщали о своих намерениях ближайшему окружению, а изучение уголовных дел показало, что около 20% суицидентов ранее уже пытались покончить с собой.

Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда будет думать о самоубийстве.

У некоторых руководителей сложилось упрощённое понимание возможности предупреждения суицидального поведения.

По их мнению, если ребенок будет загружен работой и за ним будет осуществляться постоянный контроль, то проблема будет решена. Реальное же осуществление такой “профилактики” выливается в нарушение элементарных условий труда и отдыха, что может привести к истощению психофизиологических ресурсов организма, ещё больше повышая вероятность суицидальных попыток.

Заблуждение 5. Чужая душа - потёмки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.

Барьером для профилактики самоубийств является мнение руководителей, считающих, что нет внешних признаков, которые указывают на решение человека покончить с собой. В подобных высказываниях есть рациональное зерно: “заглянуть в душу”, познать внутренний мир подчинённого действительно очень сложно. Заблуждение 6. Существует некий тип людей, ”склонных к самоубийству”.

Самоубийство совершают люди разных психологических типов. Реальность суицидального намерения зависит от силы психотравмирующей ситуации и её личностной оценки как непереносимой.

Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.

Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Руководители должны знать “знак беды”, т.е. те действия и высказывания, которые служат своеобразным сигналом о готовности к суициду.

Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.

Анализ суицидальных действий показал, что они являются результатом достаточно длительной психотравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.

 

 

свернуть

ДЕТИ В ИНТЕРНЕТЕ!

НАДЕЕМСЯ, ЧТО НАША ИНФОРМАЦИЯ ПОМОЖЕТ ВАМ ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМ ПРИ РАБОТЕ В «МИРОВОЙ ПАУТИНЕ».

ДЕТИ В ИНТЕРНЕТЕ!

ОСНОВНЫЕ СОВЕТЫ:

     

  1. Возьмите на себя ответственность за обеспечение безопасности Вашего ребенка.

Определите в семье, что является приемлемым при пользовании Интернетом, а что - нет.  

  1. Не оставайтесь в стороне от ключевых проблем, касающихся пользования Интернетом.

-       Выделите те сайты, которые, по Вашему мнению, Ваш ребенок должен исследовать.

-       Выделите те сайты, которые, по Вашему мнению, Ваш ребенок должен избегать.

-       Узнайте об интернет-привычках Вашего ребенка и его друзей.

-       Узнайте об опасностях, угрожающих Вашему ребенку при пользовании Интернетом (проконсультируйтесь с местными правоохранительными органами, представителем юстиции и другими представителями местных органов власти).

-       Используйте существующие онлайн-ресурсы для продолжения Вашего интернет-образования.

  1. Проведите с ребенком беседу о пользовании Интернетом.

Четко объясните Ваши ценности и цели беседы и то, в каких целях могут быть использованы интернет-ресурсы. 

  1. Разместите компьютер в подходящем месте.

Не позволяйте ребенку иметь свободный доступ к компьютеру и Интернету в любое время без присмотра. 

  1. Установите собственные принципы и правила.

Ваш ребенок должен соблюдать следующие правила:

Не разглашать всю личную информацию (имя, адрес, номер телефона, адрес электронной почты,

номер школы, ФИО родителей).

 - Использовать трудноопределимые экранные имена.

- Не оставлять информацию о кредитных картах в Интернете.                                               

 - Не вступать в контакт с незнакомцами.  

Вы должны четко определить:

 - Время, которое Ваш ребенок может тратить на пользование Интернетом в день.         

 - Интернет-сайты, которые Ваш ребенок может посещать.                                                       

 - Какую опасность может представить открытие файлов незнакомых людей.                      

  1. Усиливайте правила.

 - Проверяйте актуальность уже установленных правил; следите за тем,

 - чтобы Ваши правила соответствовали возрасту и развитию Вашего ребенка.

 - Разместите список правил в месте, доступном как Вам, так и Вашему ребенку. 

7.Интересуйтесь технологическими новинками, например, фильтрующим или другими охранными программами.

Решите, какие программы наиболее подходят для Вашей семьи, и установите их на своем компьютере.

Пересматривайте Ваши настройки каждые 6 месяцев, чтобы убедиться, что установленные программы не требуют обновлений. 

  1. Поддерживайте контроль, записывая все интернет-счета на свое имя и запоминая пароли. 
  2. Не позволяйте Вашим детям встречать с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека.

 

 

свернуть

Гендерное воспитание

 

Гендерное воспитание

Особенности развития мальчиков: - У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве - У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса. - Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее. - Физически сильнее. - Ориентируются на дальнее зрение. - Более подвижны, менее усидчивы, т.к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности. - Смелее. - Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями. - У мальчиков по величине больше легкие. - Крови на пол литра больше, чем у девочек. - Используют в рисунке меньшее количество цветов. Их цветовая гамма менее насыщенная. - Себя зачастую изображают на фоне машин. - Больше внимания при рассказе уделяют действиям. Рассказы отличаются незавершённостью, простотой изложения, традиционностью сюжета. - Более самостоятельны в суждениях, ценят динамические моменты. Особенности развития девочек: - Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления. -Девочки дышат грудью. - Большая выносливость. Более крепкое здоровье. - Физически слабее. - Организм лучше сопротивляется болезням. - Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды. - Быстрее утомляются. - Чувствительны к шуму. - Кожная чувствительность выше. - Ориентируются на ближнее зрение. - Менее подвижны. Более усидчивы. - У девочек сердце бьётся быстрее. Поэтому они такие суетливые. - Отдают предпочтение: чёрному, синему, красному, жёлтому, коричневым цветам. - Любят рисовать себя в фате. Рисуют себя с четко выделенными ресницами и ртом, любят прорисовывать взрослые атрибуты. - Речь обычно богаче. Словарный запас обогащается значительно быстрее. - Более детально описывают предметы. Используют сложные предложения в речи. Более эмоциональны. - Уровень литературного развития у девочек выше, чем у мальчиков; они лучше разбираются в отношениях персонажей. Психологическое различие - Мальчики: - Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально. - Мало реагируют на эмоциональную сторону речи. - Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы). - Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности. - Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени. - Быстро и легко решают новые задачи, хуже стереотипные. Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически. Психологическое различие - Девочки: - Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально. - Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность. -Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся. - Похвала не побуждает их к дальнейшему действию. - Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала. - Активно отвечают на повторный информативный призыв. В 6-7 лет объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.

Психологические особенности младших школьников 7-12 лет.

Дети этого возраста находятся на конвекционном уровне нравственности, который характеризуется тем, что личность подчиняется законам общественной нравственности, принятым окружающем ее микросообществе, и не корректирует их в соответствии со своими представлениями о добре и зле. У детей 7-10 лет формируются чувства физиологической брезгливости и стыдливости. Именно в этот период они особенно любознательны, у них возникает потребность в расширении представлений о мире живой природы. 11-12 лет - начало пубертатного периода. Возрастает концентрация половых гормонов, появляются вторичные половые признаки. Это время первой любви, которая имеет большое значение для становления здоровой сексуальности. Начало полового созревания у девочек характеризуется их повышенной нервозностью, слезливостью, дисморфофобией (непостоянным обостренным недовольством своей внешностью). В 11 -12 лет подростки предпочитают проводить время в обществе сверстников своего пола, именно там у них формируются стереотипы возрастного полоролевого поведения. Дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т.д.).

 

 

Рекомендации родителям: • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.  • Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков ( а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.  • Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.  • Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.  • Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.  • Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.  • Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях. • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. • Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические особенности старших подростков 13-15 лет.

Девушки и подростки вступают в период половой зрелости. Часть девочек вступает в репродуктивный период. У мальчиков это время отмечено как начало периода юношеской гиперсексуальности, продолжающейся до 18-19 лет. Ведущим видом деятельности подростка является интимно-личностное общение, заключающееся в построении отношений с противоположным полом. Для подростков характерна полярность психики:

  • целеустремленность, настойчивость, импульсивность;
  • настойчивость может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что –либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью, деструктивным поведением;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

 

 

Рекомендации родителям по половому воспитанию подростков.

  1. Необходимо обеспечить подростка полной информацией о физиологических изменениях, происходящих в организме при половом созревании (поллюции, менструации, рост волос в области гениталий, груди и т.д.). О венерических заболеваниях, о существовании насилия в сексуальных отношениях, что такое секс, сексуальные отношения, способы контрацепции, секс и здоровье, переживания и страхи подросткового возраста и т.д. Наступление менструаций и поллюций застает врасплох неосведомленных мальчиков и девочек, поэтому так важно заранее подготовить подростков к этим изменениям, подчеркнуть здоровый характер этих процессов, объяснить их механизм, научить (закрепить навык) правилам личной гигиены.
  2. Уважать потребности своих детей (подростков) в формировании собственных границ и не нарушать их.Это важно, так как в этот период у детей развивается чувство личного, интимного пространства. И если взрослые уважают эту потребность, подростки постепенно учатся уважать и личную жизнь других людей.
  3. Быть тактичными и осторожными в высказываниях. Психофизиологической особенностью данного возраста является выбросом большого количества половых гормонов, что вызывает бурные эмоции, вспышки ярости и агрессии, немотивированную грусть, нервная система подростка не терпит грубого вмешательства и неуважительного отношения к своим переживаниям.
  4. Прививать скромность в половых вопросах,воспитывать правильное отношение будущего мужчины к девочкам, девушкам и женщинам (профилактика половой распущенности).
  5. Разговаривать на любые интимные темы, вызывающие интерес подростка.   Многие подростки страдают от отсутствия в их жизни уважаемого ими взрослого, который сможет всегда выслушать и помочь в трудной ситуации.

Будучи однажды отвергнутым или осмеянным при просьбе о совете по вопросу любовных или сексуальных отношений, подросток никогда впредь не возобновит разговор с взрослым, поскольку пубертатный период отличается особой ранимостью и чувствительностью личности.

  1. Не сводить половое воспитание к чрезмерной опеке(гиперконтролю) и ограниваться четкими указаниями, как поступать в том  или ином случае.
  2. Совместно находить ответыв разрешении проблем, что значительно поднимает авторитет взрослого.
  3. Разграничить понятие «любовь» и «секс». Основа полового воспитания тесно связана с понятием «любовь», ведь любовь - моральная мера, которой измеряется половое поведение. Девочки и мальчики должны осознавать важность настоящей любви и знать, что сексуальные отношения существуют не ради секса, а во имя высшего выражения зрелой любви. У подростка необходимо развивать способность к чистой и красивой любви на примере взаимоотношений литературных героев и т.д. Зачатки данной способности наличествуют в душе каждого ребенка.
  4. Необходимо объяснять подросткам ценность переживания платонических отношенийдля адекватного формирования зрелой сексуальности, наличие взаимной ответственности двоих влюбленных, важность любви, заботы, уважения и душевной близости в интимных отношениях. В вопросах полового воспитания подросткам рекомендуется повременить с началом половой жизни до того момента, когда они достигнут зрелости (18 лет), получат исчерпывающую информацию о сексуальности и смогут построить безопасные сексуальные отношения.
  5. Отказаться от тактики запугивания, поскольку «запретный плод всегда сладок», а подросткам свойственно рискованное поведение, высокий уровень негативизма, не приемлят давление со стороны взрослого. 

 

свернуть

Родителям первоклассников

Психологические особенности первоклассников

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинально меняет весь его образ жизни.

В этот период меняется весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Став школьником, ребенок оказывается на «первой ступени общественного положения». Он уже не маленький ребенок, он – школьник. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно новое положение.

Адаптация первоклассника к школе.

         Поступление в школу для первоклассника – это новая деятельность, новые отношения, новые переживания. Это новое социальное пространство, целая система новых требований и правил, которыми теперь определяется жизнь школьника.

Нормы и правила, предъявляемые первокласснику школой, новы и непривычны для него, порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим требованиям нужно адаптироваться. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он может длиться один месяц, у других – одну четверть, у третьих -  растянуться на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения начальным этапом учебной деятельности, помощи и поддержки со стороны окружающих его взрослых.

Особенности психического развития первоклассников.

 Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности, направленной на овладение системой научных понятий, требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов, более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

Из-за не завершенности формирования важных, специфически человеческих отделов головного мозга, несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях организации деятельности и эмоциональной сферы. Первоклассники особенно легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся первых классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработке материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит. Что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью (в связи с возр. особ.).

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Взрослые должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии.

Первоклассники, уже перешагнувшие 7-летний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем 6-летние школьники. Поэтому 7-летние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения является очень важным этапом, определяющим порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством воспитывающих и обучающих его взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Советы родителям первоклассника

Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость нового положения и деятельности, повысить его самооценку, придаст ему больше уверенности.

Начинайте «забывать» о том, что Ваш ребенок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.

Нельзя с ребенком заниматься только уроками: с ним нужно обсуждать и внешкольные дела, по-прежнему принимать участие в играх ребенка. Важно быть спокойными, так как ребенок может просто «заразиться» вашим тревожным состоянием.

Составьте вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением.

         Не пропускайте трудности, возможные на начальном этапе овладения учебными навыками. Если есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Терпеливо учите детей реагировать на требования окружающих, они должны понять, что требования взрослых выполняются обязательно. Доброжелательно обсуждайте с ребенком причины ссор, учите принимать во внимание настроение и желание другого человека.

Постарайтесь взглянуть на мир глазами Вашего ребенка. Это –  основа для взаимопонимания.

Чаще хвалите и поддерживайте чадо в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Недопустимо ругать ребенка, если он оказался в чем-то несостоятельным, а тем более оскорблять его в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнение ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

Не сравнивайте  своего ребенка с кем-либо, не ставьте никого в пример, он сам выберет себе пример для подражания. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес не иссякнет.

Взвесьте дополнительные интеллектуальные нагрузки. По силам ли ему ещё музыкальная или художественная школа? А может его лучше записать в бассейн – два занятия в неделю снимут и статистическую, и психическую усталость.

Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом!

свернуть

Рекомендации родителям пятиклассников

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы.

Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную стабильность.

У подростка 11-13 лет снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и вовсе не означает, что ребенок ленив, слаб  интеллектуально или обладает плохим характером. Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени контролировать и управлять собой.

Т.к. социальное и биологическое созревание у подростка идет параллельно и взаимосвязано, то установившееся в 8 - 9 лет личностная гармония претерпевает сокрушительные изменения. В этом и состоит трудность переходного возраста как для самой личности, так и для окружающих людей.

В 11-13 лет подросток пытается определить свою роль и место в социуме. В общении на первое место выходит налаживание контактов со сверстниками. Самоощущение в среде одноклассников, товарищей по секции, кружку, тусовке становится определяющим. Потребность в признании и самоутверждении тоже реализуется в среде сверстников. Подросток старается найти вне школы новую сферу для реализации этой потребности.

Существует насущная потребность системного сопровождения родителей учащихся на протяжении всего пе­риода обучения — с 1-го по 11-й класс. Она объясняется недостаточным уровнем психолого-педагогической компетентности многих родителей. Часто они воспитываютсвоих детей так, как воспитывали их самих, что не всегда правильно.

Иногда родители виноваты в возникновении негативного отношения ребенка к школе, учителю, обучению. Беспокоясь о высоких оценках, они заставляют ребенка по несколько раз переписывать домашнее задание, принуждают не совсем здорового ребенка с температурой идти в школу, так как в классе контрольная работа, говорят ребенку дома, что он позорит своих родителей, применяют физические наказания и т. д. А ведь неудовлетворенность собственными детьми — это часто следствие проблем самих родителей.

Что же можно посоветовать родителям пятиклассников?

  • Главное — абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
  • Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его к самостоятельности.
  • Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии классного руководителя и учителей-предметников. Познакомьтесь лично с ними, установите контакт.
  • Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
  • Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом.
  • Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
  • Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
  • Когда, откуда и в каком бы виде ни вернулся бы ваш ребенок домой, встречайте его с любовью!
  • Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.
свернуть

Способы снятия нервно-психологического напряжения:

  1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д.
  2. Спортивные занятия.
  3. Контрастный душ.
  4. Стирка белья.
  5. Мытье посуды.
  6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.
  7. Скомкать газету и выбросить ее.
  8. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
  9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.
  10. Слепить из газеты свое настроение.
  11. Закрасить газетный разворот.
  12. Громко спеть любимую песню.
  13. Покричать то громко, то тихо.
  14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
  15. Смотреть на горящую свечу.
  16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
  17. Погулять в лесу, покричать.
  18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

 

  1. Для снятия эмоционального напряжения полезно рисование,особенно рисование такими красками, карандашами, фломастерами, которые дают полноценный, насыщенный цвет. Это помогает, кстати, и при необходимости "избавиться", "излечиться" от неприятных переживаний особенно при депрессии, тревоги, страха. В последних случаях рекомендуется рисовать левой рукой (если, конечно, обычно вы пишите правой) и не переживать из-за того, что вы не умеете рисовать, выражать эмоции в абстрактной форме, через линию и цвет. И обязательно нужно взять яркие краски, связанные с чувством радости, уверенности, свободы и нарисовать - пусть это будет чистая абстракция - что-нибудь этими красками. Нам часто, особенно осенними зимними вечерами, на темных, серых улицах не хватает красок, и подобное эмоциональное насыщение очень важно для всех. Всё это можно использовать для того, чтобы настроиться на "уверенное состояние".
  2. Улыбка. Улыбнитесь себе как можно шире, покажите зубы (помогает снять мышечное напряжение).
  3. 3ИнвентаризацияОглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Медленно, не торопясь, мысленно найдите в помещении, в котором Вы находитесь 7 красных предметов, «переберите» все предметы один за другим. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Красная обложка тетради, красные занавески, красная ваза для цветов» и т. д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
  4. Арифметика.Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный для вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

 

свернуть

Выбор профессии

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не  в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение.

 

Восемь факторов выбора профессии:

 

Наличие склонностей (интересов). Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели.  В  одном  случае  человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.

Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные профессии.

Личный профессиональный план –  это основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – «жизненную перспективу» – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры». Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или – для начала – в специальный кружок и пр. позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.

Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.

Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.

Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.

Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя «китами выбора профессии». Называются они «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО».

"Хочу" – это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.
"Могу" – это пространство способностей, талантов, состояние здоровья.
"Надо" - это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы, тенденции в развитии мировой экономики.
Учёт и сочетание этих трёх компонентов ведёт к профессиональному успеху.

  1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов:

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек -природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

  • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
  • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
  • профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
  • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
  • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
  • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
  • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

  • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
  • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
  • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
  • профессии, связанные с информационным обслуживанием;
  • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
  • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

  • устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
  • потребность в общении,
  • способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
  • умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
  • умение находить общий язык с разными людьми.

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е   С И С Т Е М Ы"

Здесь главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

  • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
  • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
  • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З"

Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа "человек - художественный образ" включают:

  • профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
  • профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
  • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
  • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий типа "человек - художественный образ" состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

  1. По условиям труда выделяют четыре группы профессий
  • Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
  • Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).
  • Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
  • Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).
  1. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела
  • Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
  • Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
  • Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
  • Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
  1. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий
  • Гностические:  распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Конечно, Ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов - Вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения Вами тех или иных средств труда, предмета - в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий - задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления Вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги Вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда Ваш выбор профессии будет действительно осознанным - Вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ Вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера - за необычные условия, а физика-теоретика - за изыскательские цели).

 «Классификация распространенных ошибок»:       

 

 Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию
  • перенос отношения к человеку на саму профессию
  • отождествление учебного предмета с профессией
  • ориентация сразу на профессию высокой квалификации
  • неумение определить путь получения профессии.

Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии
  • незнание требований профессии к человеку.

 

свернуть

Дети в киберпространстве


Проблема насилия над детьми в киберпространстве становится актуальной во всем мире. Для нее не существует границ и изображения детей, становящихся жертвами этого вида насилия. Существует прямая связь между этим видом насилия и насилием над детьми в реальном мире, а значит, как и в реальном мире, детей нужна защита.

Что такое киберпространство?

Это глобальное информационное пространство, в котором происходят телефонные разговоры, чаты, онлайновые дискуссии и другие виды электронных коммуникаций.

Виды насилия над детьми в киберпространстве.

Приставание или «обхаживание» в сети (grooming) - вхождение в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения. Преступники чаще всего устанавливают контакты с подростками в чатах или на форумах. Обычно они хорошо осведомлены об увлечениях современной молодежи и без особого труда поддерживают беседы. Они находят собеседников, которые чем-то расстроены или ищут поддержки, сочувствуют им, затем предлагают перейти в более уединенное виртуальное место общения. Постепенно втягивают их в обсуждение интимных вопросов. Затем оценивается возможность встречи в реальном мире.

Запугивание, преследование, издевательство, насмешки и другие действия - которые способны напугать, унизить и иным образом негативно воздействовать на ребенка (bullying). Этот вид насилия получил широкое распространение в среде подростков. Они создают сайты, посвященные сверстникам, которые по тем или иным причинам становятся «изгоями», размещают компрометирующие их фотографии, посылают анонимные оскорбительные и угрожающие сообщения, распускают неприличные слухи. Иногда сцены издевательства снимаются на фото - или видеокамеру и затем распространяются через Интернет.

Показ материалов, которые могут нанести вред физическому или психологическому здоровью ребенка.

У большинства подростков увиденные в сети сексуально откровенные материалы вызывают беспокойство и тревогу. Кроме того, просмотр порнографии может привести к возникновению у несовершеннолетних зрителей следующей реакции:

- зависимости от порнографии;

- эскалации ее потребления;

- снижения чувствительности и склонности к подражанию.

Производство, распространение и использование детской порнографии или материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.

Детская порнография – представляет собой один из самых доходных видов криминального бизнеса. При этом распространение порнографических материалов – это вершина айсберга, в основе которого – сексуальное насилие и торговля детьми. Наиболее откровенные материалы изображают ребенка, занятого реальными или имитируемыми открытыми сексуальными действиями, или непристойно показывают части его тела.

(В Республике Беларусь за изготовление и распространение детской порнографии введена уголовная ответственность. Максимальное наказание - лишение свободы на срок до 13 лет. (Ст.343 и 3431 Уголовного кодекса РБ).

Кто может пострадать от насилия в киберпространстве?

Чаще всего в сети ищут дружбы и общения подростки, которые не находят понимания у своих близких и трудно заводят друзей в реальном мире. Как правило, это:

- дети из семей, находящихся в социально опасном положении;

- дети, пострадавшие от сексуального насилия и траффикинга;

- воспитанники детских домов и интернатов.

Однако в последнее время среди пострадавших от вовлечения в изготовление порнографии все чаще встречаются подростки из вполне благополучных и достаточно обеспеченных семей. Они добровольно участвуют в съемках, объясняя это «модой» и «желанием стать звездой».

Но в любом случае за вовлечение несовершеннолетних в изготовление порноснимков (независимо от того происходило это с их согласия или без) ответственность несут взрослые люди.

ПОМНИТЕ: Дети страдают от насилия, как в момент изготовления порнографической продукции, так и впоследствии, поскольку фотографии или фильмы, изображающие акт насилия, годами циркулируют в сети Интернет и доступны миллионам потенциальных зрителей.

Родители могут сделать многое для безопасности детей в Интернете. Проявляйте интерес к занятиям своего ребенка. Чаще общайтесь с детьми, спрашивайте о виртуальных друзьях, интересуйтесь, какие темы обсуждает ваш ребенок в чатах и на форума.

 

                                                  Советы родителям

 

  1. Будьте другом для своего ребенка. Интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы. Если Вы сможете, стать тем человеком, которому Ваш ребенок доверяет, ему не придется искать поддержки у виртуальных друзей.
  2. Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи. Это значительно облегчит контроль за его использованием.
  3. Составьте правила безопасного поведения в Интернете, в которых будут перечислены требования, касающиеся пользования Интернетом, а также алгоритм действий ребенка при столкновении с опасным незнакомцем или сексуальным домогательством.
  4. Напишите эти правила на бумаге и прикрепите возле компьютера!
  5. Попросите Вашего ребенка никому не сообщать личные данные: имя, возраст, номер телефона, домашний адрес, номер школы. Объясните, что не следует высылать свои фотографии людям, с которыми он познакомился по Интернету.
  6. Попросите Вашего ребенка сразу же рассказывать Вам о неприятных ситуациях во время общения в Интернете, подчеркнув, что Вы не будете сердиться, о чем бы он ни сказал.
  7. Просматривайте информацию, содержащуюся в компьютере Вашего ребенка. Это поможет Вам контролировать его общение в сети. Но помните, что ребенок может пользоваться Интернетом не только дома, но и в школе, Интернет-клубе, у друзей.
  8. Напоминайте ребенку о том, что все правила безопасности в Интернете остаются в силе и тогда, когда он пользуется компьютером и вне дома, например в Интернет – кафе или у друзей.

 

свернуть

Формы организации досуга детей и молодежи

В  лагере «Дружба» в период весенних каникул 26.03.2018 г.

 проведена психологическая игра на знакомство «Ледокол»

Для создания атмосферы доверия, позитивного настроя в любой, даже самой «разношерстной» команде игры-ледоколы ломают барьеры между учащимися, учат быть открытыми и доброжелательными. Лёгкое ненавязчивое знакомство, сблизило учащихся. Игра помогла учащимся проверит собственную интуицию (насколько хорошо я понимаю других). Психологическая игра на знакомство «Ледокол» помогла учащимся познакомиться и подружиться, приобрести много новых друзей за очень короткое время.

   

   

В рамках профилактики противоправного поведения несовершеннолетних на весенних каникулах 29.03.2018 г. состоялась экскурсия учащихся

ГУО «Средняя школа д. Страдечь им. Н.Е. Зайца» в город-герой Минск, Национальную библиотеку, мемориальный комплекс Хатынь

 

Экскурсия была направлена на патриотическое воспитание: воспитание уважения к прошлому и настоящему своей страны, расширение кругозора учащихся.

В ходе обзорной экскурсии по городу Минску учащиеся познакомились с главными достопримечательностями города-героя, его прошлым и настоящим. Маршрут проходил по главным магистралям и площадям города. Дети побывали на Привокзальной площади, увидели новое современное здание железнодорожного вокзала, посетили площадь Независимости - одну из самых больших площадей Европы, узнали как вручную, без использования техники возводили монументальное здание Дома правительства, какая печальная легенда лежит в основе строительства Красного костела Симеона и Елены, кто содержал и жил в доходных домах, чем славились часы на Главпочтамте, и по ком звонил колокол Нагасаки.

Экскурсия по Минску была дополнена посещением Национальной библиотеки, где учащиеся посетили музей книги и смотровую площадку.

Завершилась экскурсия посещением мемориального комплекса Хатынь, где учащимся  рассказали о событиях  трагедии   22 марта 1943 года, ставшей символом страданий гражданского населения в годы войны - была сожжена деревня Хатынь вместе со 149 жителями.

    

свернуть

Формы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних

Урок мужества на тему "Вооружённые Силы Республики Беларусь: история и современность"

В рамках профилактики противоправного поведения в ГУО «Средняя школа

д. Страдечь им. Н.Е. Зайца» для учащихся 9-го класса  был проведён урок мужества на тему "Вооружённые Силы Республики Беларусь: история и современность".  На урок мужества был приглашён заместитель командира дивизиона по идеологической работе в/ч 11921 .
          На уроке ребята познакомились с историей Вооруженных Сил Республики Беларусь, убедились в том, в нашей стране создан надежный гарант безопасности – эффективные, высоко подготовленные, оснащенные современным вооружением и военной техникой Вооруженные Силы, которые признаны одними из самых боеспособных в регионе Восточной Европы и Азии. Ну а тем, кто решит связать с армией свою жизнь, став профессиональным военным, предоставилась возможность познакомиться с системой обучения в Военной академии Республики Беларусь.

   

свернуть