Методические рекомендации министерства образования Республики Беларусь

Методические рекомендации

министерства образования Республики Беларусь

 

О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО СРЕДНЕГО, СПЕЦИАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО,

СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В 2012/2013 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики Беларуси в кадрах определенной профессии.

Рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни, в связи с чем профориентация детей и молодежи является проблемой не только педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи. По данным мониторинга, лишь 29% родителей учащихся ІХ классов и 24% родителей учащихся ХІ классов считают профессиональное самоопределение наиболее значимой целью обучения в учреждении общего среднего образования.

В последние годы развитие профессиональной ориентации в Республике Беларусь шло в направлении углубления личностной (психологической) и расширения информационной составляющей. Профориентация должна учитывать не только способности личности, но и ее возможности, а также условия для сознательного профессионального самоопределения.

В настоящее время в работе по профессиональной ориентации используются следующие универсальные направления и механизмы: профессиональная информация, профвоспитание, профдиагностика, профактивизация, профориентационная игра, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная  и социальная адаптация (приложение 1).

Профессиональное самоопределение ведущие специалисты рассматривают  как достаточно сложный и многоступенчатый процесс, который сопряжен с серией решаемых личностью задач: как процесс принятия решений, оптимизирующих баланс общественных и личных интересов, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность.

Перечисленные универсальные направления и механизмы профессиональной ориентации, исходя из целей, задач и особенностей функционирования основных типов и видов учреждений основного и дополнительного образования, а также общественных объединений и организаций, заинтересованных социальных институтов и партнеров, ответственных за образование, воспитание, профессиональную подготовку, переподготовку и трудоустройство граждан, соответственно наполняются своим качественным содержанием и конкретизируются.

Рекомендуется организовывать и осуществлять процесс профессиональной ориентации обучающихся в контексте основных уровней профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, используя такие понятия, как ”образование через всю жизнь“, ”ценностно-нравственные карьерные ориентации“ ,”планирование карьеры“, ”система планирования карьеры“.

В настоящее время разработано и утверждено необходимое нормативное и методическое обеспечение профориентационной работы в учреждениях образования национальной системы образования (приложение 2).

В декабре 2011 года на базе Академии последипломного образования проведена международная научно-практическая конференция ”Комплексная поддержка профессиональной ориентации детей и учащейся молодежи: наследие и перспективы“, на которой обсуждены вопросы профессиональной ориентации детей и учащейся молодежи в условиях информационного общества и выработаны рекомендации по совершенствованию профориентационной работы в учреждениях образования.

Вопрос проведения профориентационной работы в учреждениях образования рассмотрен на коллегии Министерства образования 28 марта 2012 года. По итогам работы коллегии сделан вывод о том, что в Республике Беларусь сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации учащихся и молодежи, однако в новых социально-экономических условиях, обусловленных внедрением новых информационных технологий во все сферы трудовой деятельности, инновационным развитием малого бизнеса, становлением новой сферы трудовой деятельности – ИТ-сферы и, как следствие, ”экономикой знаний“ – требуется модернизация сложившейся системы по следующим направлениям:

- разработка электронных контентов профориентационной направленности, в том числе и в ИТ-сфере;

- разработка новых концептуальных подходов к системе профессиональной ориентации в условиях постиндустриальной экономики и общества, что требует разработки новой редакции Концепции профессиональной ориентации учащихся и молодежи;

- обновление системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся;

- создание на базе учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты ресурсных центров по профориентации;

- выработка единых подходов к размещению информации профориентационной направленности на сайтах учреждений образования.

Учитывая государственную политику, направленную на улучшение и расширение системы подготовки рабочих и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда, а также в целях перераспределения потоков выпускников школ с учреждений высшего образования в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования основным направлением профориентационной работы, проводимой учреждениями общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, является ориентация учащихся на поступление в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования.

Профориентационную работу с учащейся молодежью необходимо направить на повышение степени известности, популярности, социальной значимости рабочих профессий в обществе в целях  формирования устойчивой профессиональной направленности, психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, мотивации к профессиональной деятельности каждой отдельной личности учащегося. Повышение престижа рабочих профессий позволит привлечь молодежь для поступления в учреждения  профессионально-технического и среднего специального образования, что будет способствовать восполнению трудовых ресурсов и решению проблемы нехватки рабочих кадров в стране.

Профориентационная работа проводится во всех типах учреждений образования.

 

І. УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В учреждениях дошкольного образования работа по трудовому воспитанию детей направлена на формирование трудовых умений и элементарных представлений о труде взрослых, воспитание  интереса к  профессиям и результатам труда.

Качественному трудовому воспитанию детей дошкольного возраста  способствуют:

– научно-методическое обеспечение образовательного процесса;

– разработка и издание учебно-методических пособий, учебно-наглядных пособий, хрестоматий и др.;

– повышение профессиональной компетентности педагогов  через базовые и целевые курсы, систему методической работы;

– изучение, обобщение и распространение педагогического опыта по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в современных условиях, в том числе на страницах журнала «Пралеска»;

– реализация проектов педагогической деятельности, направленных на совершенствование трудового воспитания;

– внедрение элементов экономического воспитания детей дошкольного возраста по рациональному использованию материальных ресурсов;

– совершенствование игровой среды в дошкольных учреждениях, в том числе приобретение современных средств обучения, сюжетно-ролевых, дидактических игр и др.;

– организация тематических выставок;

– работа с родителями;

– организация взаимодействия и преемственность работы со школой и др.

Методической основой по формированию у детей элементарных представлений о труде взрослых и профессиях  являются учебная программа дошкольного образования, учебные издания, официально утвержденные либо допущенные к использованию в образовательном процессе Министерством образования Республики Беларусь, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Актуальными направлениями такой работы являются:

– расширение и обогащение представлений воспитанников о мире, в котором они живут, в том числе, мире людей;

– формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;

– воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.

Данные направления имеют место на протяжении всего периода получения воспитанником дошкольного образования и реализуются:

1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, художественно-речевой, изобразительной, трудовой, музыкальной, общении, выполнении физических упражнений);

2) в процессе организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений;

Так, в сюжетно-ролевых и режиссерских играх воспитанники отображают свои представления о профессиях, с представителями которых сталкиваются в повседневной жизни (врач, продавец, парикмахер, строитель и т.д.). В процессе дидактических игр у детей формируются элементарные представления о профессиональных обязанностях (врач лечит, дворник убирает, парикмахер стрижет, строитель строит и т.д.), необходимых инструментах (шприц, молоток, пила, ножницы и др.), элементах спецодежды представителей соответствующей профессии (каска, белый халат и т.д.). Имитация трудовых действий, операций может иметь место в театрализованных и подвижных играх (шитье, забивание гвоздей и т.д.).

В отечественной и зарубежной детской литературе имеется значительное количество произведений, в которых обращается внимание ребенка на ценность труда, необходимость трудиться, доступно рассказывается о представителях различных профессий (С.Маршак, Я.Аким, Дж.Родари, Б.Житков и многие другие). 

В процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанники могут получить элементарные представления о профессии художника, скульптора, дизайнера, модельера, а также о представителях иных профессий. Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с сюжетом. Например, комплекс общеразвивающих упражнений ”Строим дом“, где символически воспроизводятся действия строителей. В музыкальной деятельности воспитанников имеют место такие игры-импровизации, как ”Веселые шоферы“, ”Плыви, плыви, кораблик“ и т.д. В общении со сверстниками дети могут рассказать о профессиях своих родителей (в соответствии с имеющимися представлениями), поделиться своими желаниями по поводу выбора той или иной профессии (это еще не является осознанным выбором ребенком рода деятельности, а лишь свидетельствует об интересах и предпочтениях воспитанника).

Формирование первоначальных представлений о труде взрослых происходит и в процессе трудовой деятельности (дежурство, уход за животными в уголке природы и т.д.), а также во время организованных форм детской деятельности (на занятиях) по ознакомлению с окружающим миром (уход за растениями, разнообразные опыты, ведение дневников наблюдений и др.), в ходе формирования элементарных математических представлений (например, педагог предлагает посчитать, сколько гвоздей у плотника, сколько банок с краской у маляра и т.д.). Педагогические работники проводят экскурсии в кабинет врача, прачечную, библиотеку, на кухню учреждения дошкольного образования. В процессе проведения праздников и развлечений вопросы формирования элементарных представлений о профессиях затрагиваются косвенно. Это могут быть спортивные праздники, Дни здоровья (обращается внимание на такие профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, высокий уровень физической подготовленности, например, летчик, космонавт, водолаз). На музыкальных утренниках, посвященных празднованию Дня защитника Отечества и Международного   женского   дня,   уместно напоминание о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности.

Таким образом, знакомство и формирование у детей элементарных представлений о труде взрослых и их профессиях осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы с детьми во взаимодействии с педагогами и родителями.

 

ІІ. УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современное понимание профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования заключается в ее нацеленности не только на выбор конкретной профессии каждым учащимся, но и на формирование у них качеств личности, профессионально важных компетенций, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный и адекватный профессиональный выбор не только в типичной ситуации, но и в ситуациях непредсказуемости и риска, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными, что позволит им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Профориентационная работа на І ступени общего среднего образования обладает определенной спецификой, которая связана как с онтогенетическими особенностями развития, характерными для данного возраста, так и с формами психолого-педагогических воздействий, доступными для восприятия и усвоения учениками начальных классов. На данной ступени общего среднего образования у учащихся формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям.

На II ступени общего среднего образования раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых.

Важнейшим направлением профориентационной работы на данной ступени является формирование престижа рабочих профессий, позитивного образа человека труда.

На III ступени общего среднего образования целевыми ориентирами профессионального самоопределения учащихся являются организация освоения социального и личностного смысла различных сфер профессиональной деятельности; обеспечение пространства выбора возможного применения своих сил и способностей, сферы профессиональной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям каждого; включение обучающихся в моделируемую будущую профессиональную деятельность и др.

Общими актуальными направлениями профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования являются:

– реализация идей разноуровневого обучения, факультативных занятий  и занятий в объединениях по интересам;

– формирование у учащихся позитивного отношения к рабочим профессиям и желания ее получить;

– организация общественно полезного труда и трудовой (производственной) практики;

– допрофессиональная подготовка и освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих);

– взаимодействие с организациями и предприятиями различных отраслей экономики;

– установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;

– комплексная профориентационная поддержка взросления учащихся;

– использование современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе проведение on-line консультаций, конференций;

– проведение мероприятий профориентационной направленности во внеучебное время;

– профориентационная работа с родителями;

– оформление кабинета (уголка) профориентации.

Необходимым в профориентационной работе является сотрудничество учреждений общего среднего образования с региональными (районными, областными) центрами занятости, республиканским и областными центрами профессиональной ориентации.

При проведении профориентационной работы рекомендуется использовать специализированное издание профориентационной направленности – республиканский ежемесячный журнал для старшеклассников, их родителей, педагогов ”Кем быть?“, издаваемый при информационной поддержке учреждения ”Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи“ Министерства труда и социальной защиты (далее – РЦПОМ). Журнал освещает современное состояние и проблемы развития отечественной системы профориентации. В нем раскрываются актуальные вопросы выбора профессии, процесса профессионального самоопределения молодежи, важное место занимают проблемы перспективного развития профессий и рынка труда, профориентационной работы с молодежью. Значительное внимание уделяется   методическому   сопровождению и представлению практического опыта педагогов в обучении и воспитании учащихся, ориентации молодежи на рабочие профессии, востребованные на рынке труда.

Для решения задач по формированию у учащихся психологической культуры с учетом уровня и потребностей их личностного развития, а также задач, стоящих перед юношами и девушками в плане жизненного и профессионального самоопределения, вариативный компонент содержания общего среднего образования представлен факультативными занятиями ”Основы психологии“.

Важным является изучение профессионально-квалификационных характеристик, составление учащимися профессиограмм, личных профессиональных планов, программ самовоспитания для подготовки себя к избранной профессиональной деятельности, что предусмотрено теоретическими и практическими занятиями учебной программы факультативных занятий ”Мое профессиональное будущее“ (автор Прощицкая Е.Н.).

Вышеназванная факультативная программа включает в себя три основных раздела, которые представлены в следующей системе: труд – человек – путь к профессионализму. В настоящее время данные факультативные занятия полностью обеспечены учебно-методическим комплексом: учебная программа, учебное пособие для учащихся, тетрадь для практических работ и самонаблюдений, методическое пособие для педагогов.

Особенности проведения общественно полезного труда, трудовой практики, а также допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся отражены в инструктивно-методическом письме ”О преподавании учебных предметов “Трудовое обучение“, ”Черчение” в 2012/2013 учебном году“, которое опубликовано в ”Настаўніцкай газеце“ и размещено на сайте Министерства образования.

 

Взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой

Инновационная образовательная практика показывает, что  компетентностно ориентированный образовательный процесс и организация комплексной профориентационной поддержки обучающихся, алгоритм которой зафиксирован через Карту взросления учащихся І-ХІ классов[1], содействуют развитию профессионально важных компетенций старшеклассников, необходимых для дальнейшего развития конкурентоспособности и профессиональной мобильности личности в современных условиях.

В образовательном процессе взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой предусматривает соблюдение следующих этапов работы учителя-предметника:

1. Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.

2. Определение формы подачи профориентационного материала (деловая игра, дискуссия, экскурсия на производство), наиболее соответствующей содержанию той или иной темы. Подбор наглядных пособий.

3. Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному учебному предмету (особое внимание уделяется востребованным рабочим профессиям своего региона).

4. Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного учебного предмета, в учебном кабинете.

В ходе урока можно решать следующие профориентационные задачи:

а) знакомство учащихся с различными профессиями, раскрытие их социальных, экономических и психологических сторон;

б) информирование учащихся о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста;

в) формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и к профессиям, особенно к рабочим, в которых ощущается острая необходимость в данном регионе;

г) углубление представлений об особенностях некоторых видов профессиональной деятельности;

д) формирование профессиональных интересов, стойких социально-трудовых компетенций и мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на знании своего внутреннего мира, а также на социально-экономических потребностях общества.

 

Использование современных информационно-коммуникационных технологий

В системе общего среднего образования рекомендуется использовать следующие программные педагогические средства:

1. Компьютерные программные продукты, разработанные РЦПОМ и переданные в учреждения общего среднего образования:

электронная анкета ”Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов“;

электронная профориентационная карта учащегося;

пакет психодиагностических методик ”Профиль“;

компьютерный комплекс психологического, информационно-справочного сопровождения профессионального самоопределения школьников ”Самоопределение“.

  1.  Компьютерные программные продукты, разработанные и предлагаемые РЦПОМ:

электронное пособие ”Профориентолог“ предназначено для информационно-методической и диагностической поддержки педагога-психолога в учреждении общего среднего образования для сопровождения профессионального самоопределения учащихся;

электронное пособие ”Парад профессий“ оказывает информационно-методическую помощь учащимся, педагогам-психологам, педагогам социальным, классным руководителям в подготовке учащихся к осознанному выбору профессии;

электронное пособие ”Классный выбор“ предназначено для работы классного руководителя с учащимися и содержит сценарии классных часов профориентационной тематики, мультимедийное сопровождение к ним, теоретический и практический материал по профессиональному самоопределению учащихся;

электронное пособие ”Уголок профориентации“ представляет собой комплект информационно-справочных, наглядно-иллюстративных материалов профориентационной тематики, необходимых для профессионального просвещения учащихся. Пособие призвано оказать практическую помощь педагогам учреждений общего среднего образования в подготовке материалов для профинформирования учащихся.

3. Электронное справочно-методическое пособие для старшеклассников ”Путь к профессии“ (под ред. Е.В.Луцевич). Содержательный материал указанного пособия включает следующие разделы: ”Профессиограммы“, ”Справочник“, ”Моя карьера“, ”Гороскоп профессий“, ”Литература“ и ”Авторы“.

4. Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе:

Министерства образования Республики Беларусь: edu. gov.by;

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;

Национального института образования: www.аdu.by;

Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

Республиканского института профессионального образования: www.ripo.unibel.by;

Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;

РЦПОМ: rcpom.edu.by;

Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by;

Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by;

учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона.

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by.

 

Размещение информации по профориентации на сайтах учреждений общего среднего образования

Все направления профориентационной деятельности учреждения общего среднего образования нуждаются в качественной информационной поддержке. Сайт учреждения общего среднего образования должен предоставить выпускникам и их родителям исчерпывающую, оперативно обновляемую информацию для правильного профессионального и личностного самоопределения.

В разделе ”Выпускнику“ целесообразно разместить информацию по таким направлениям, как:

– информация о профессиях и специальностях:

– программно-информационный комплекс ”Самоопределение“ (либо ссылка на сайт Министерства образования Республики Беларусь);

– трудонедостаточные и трудоизбыточные профессии и специальности в регионе;

– информация о предприятиях и организациях района (города), потребности в кадрах, перспективах их социально-экономического развития;

– интервью с выпускниками – представителями различных профессий, учащимися и студентами учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и т.д., деятелями культуры, тружениками города, района, поселка, деревни;

– информация об учебных заведениях города, региона, республики:

правила приема в учреждения профессионально-технического, среднего специального и  высшего образования;

перечень учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (либо ссылка на информационные источники);

перечень профессий и специальностей, по которым готовятся кадры в регионе (со ссылками на сайты учреждений образования);

– информация о ходе вступительной кампании (со ссылкой на сайты Министерства образования Республики Беларусь, РИКЗ, РИПО, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона и др.):

информация о результатах вступительной кампании предыдущего года;

примеры заданий централизованного тестирования прошлых лет;

правила и сроки проведения централизованного тестирования, репетиционного тестирования, профессионально-психологического собеседования;

– советы специалистов:

рекомендации психолога;

график консультаций специалиста по профориентации;

– мероприятия по профориентации:

график проведения дней открытых дверей в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

анонсы планируемых школьных и региональных мероприятий и информация об их проведении;

– ссылки на наиболее значимые профориентационные интернет-ресурсы.

В разделе ”Родителям“ полезно разместить следующую информацию:

выдержки из нормативных правовых документов, регламентирующих:

материалы об особенностях приема учащихся в учреждения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования(со ссылкой на сайты учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона);

проведение централизованного тестирования;

итоговую аттестацию учащихся учреждений общего среднего образования;

график консультаций специалиста по профориентации;

рубрику ”Вопрос-ответ“ (возможна переадресация на сайт РЦПОМ http://rcpom.edu.by/main.aspx?guid=1001).

 

Cтимулирование образовательной деятельности профориентационной направленности

Проблема стимулирования образовательной деятельности профориентационной направленности связана с усилением влияния образовательного процесса на психологические аспекты изменения отношения личности к профессиональным ожиданиям на различных образовательно-возрастных этапах.

Рекомендуется при реализации стимулирующих функций соответствующей образовательной деятельности опираться на особенности профессиональных ожиданий учащихся различных образовательно-возрастных групп, представленные в таблице 1 (по Н.С.Пряжникову), которые характеризуют  мысленные представления обучающихся  о своих возможных успехах в будущей профессиональной деятельности, об отношении с коллегами, профессиональными группами.

Таблица 1

Особенности профессиональных ожиданий различных

образовательно-возрастных групп учащихся

Образовательно-возрастные группы

Типичные профессиональные ожидания и проблемы

Основные акценты профориентационной помощи

Учащиеся I-IV классов

Выбор занятий в объединениях по интересам (часто выбирают родители).

Интерес к наиболее ярким профессиям.

Интерес к профессиям родителей.

Стремление попробовать себя (в игровой деятельности).

Помощь в выборе занятий в объединениях по интересам (работа с родителями).

Увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и профессиях родителей (не надо навязывать знания о неинтересных для ребенка профессиях).

Проигрывание профессий (с целью осознания их смысла и общественного значения).

Учащиеся V-VII классов

Интерес к модным (ярким)  профессиям.

Стремление увязать с профессиями учебные предметы.

Выбор занятий в объединениях по интересам, секций.

Увлекательные рассказы об интересующих профессиях.

Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще (по принципу сходства отельных элементов труда в разных профессиях).

Учащиеся VIII-IX классов

Проблема ”куда пойти учиться после IX класса?“.

Более конкретный интерес к профессиям.

Появление интереса к профессиональным учебным заведениям.

Выбор подготовительных курсов.

Интерес к своей профпригодности.

Помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения.

Помощь в самопознании (но без окончательных выводов о профессиональной непригодности).

Основной акцент – на ценностно-смысловых сторонах профессионального труда.

Профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений.

Учащиеся X-XI классов

Выбор подготовительных курсов.

Интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей профессиональной деятельности.

Стремление к более конкретному выбору профессии.

Стремление к ”философствованию“ (как вариант ухода от решения конкретных задач).

Основной акцент на ценностно-смысловой стороне самоопределения.

Профинформационная помощь (акцент на особенностях поступления в профессиональные учебные заведения).

Помощь в конкретном (типичном) варианте выбора профессии.

Формирование альтернативных вариантов выбора профессии.

 

Проведение мероприятий во внеурочное время относится к активной форме привлечения внимания педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров к вопросам профориентации.

Кружковая работа является важным фактором повышения эффективности допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся. Ведущим методом профессиональной ориентации на занятиях в объединениях по интересам являются практические работы, которые проводятся в сочетании с теоретической подготовкой учащихся.

Важнейшей формой мероприятий профориентационной направленности во внеурочное время является Неделя профориентации, которую целесообразнее всего проводить в первой половине третьей четверти.

При планировании Недели профориентации необходимо прослеживать взаимосвязь и преемственность этапов в организации профориентационной работы, участниками которой являются все субъекты: учащиеся и родители, учителя-предметники и управленцы, педагог социальный, педагог-психолог, классные руководители, социальные партнеры и представители средств массовой информации, учреждения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

 

Примерный план мероприятий Недели профориентации

Класс

Мероприятия

 

I –IV

Конкурс рисунков «Профессия моих родителей»

Устный журнал «Карнавал профессий»

Экскурсия на предприятие

Конкурс «Пословицы и высказывания о профессиях»

Конкурс «Угадай профессию»

 

V

Выпуск газеты «Есть такая профессия»

Экскурсия на предприятие

Творческая работа «Наш класс представляет профессии»

Путешествие на планету «Профессиомания»

Познавательная игра «Парад профессий»

 

VI

Экскурсия на предприятие

Фестиваль профессий – смотр художественных презентаций, посвященных профессиям

Экспресс-викторина «В мире профессий»

КВН «В мире профессий»

Викторина «В мире профессий по компасу»

 

VII

Классный час «Мы выбираем профессию»

«КВН профессий»

Конкурс компьютерных презентаций «Иллюстрации к профессии»

Конкурсная программа «В мире профессий»

Экскурсия на предприятия, учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона

 

VIII

Конкурс фотографий «Я и мир профессий»

Психологический тренинг «Психология и выбор профессии»

Деловая игра «Кем быть?»

Профориентационная встреча «Сто дорог - одна твоя»

Конкурс «Мини-проект «Моя будущая профессия»»

Экскурсия на предприятия, учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона

 

Профессиональная игра «Я выбираю профессию»

День активного профориентирования

Ярмарки учебных мест

Круглый стол "Я и моя будущая профессия"

Тренинг «На пороге взрослой жизни»

Экскурсия на предприятия, учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона

 

Х

Книжная выставка «Твоя будущая профессия»

Профориентационная программа «Через научно-техническое творчество в профессию»

Конкурс эссе «Профессии, которые мы выбираем»

Встреча с представителями центра занятости

Игра «Стратегия профессионального выбора»

Экскурсия на предприятия, учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона

 

ХI

Ток-шоу «Как стать профессионалом»

Тренинги «Ошибки при выборе профессии»

Компьютерное Интернет-тестирование на профессиональное самоопределение

Осуществление индивидуальных консультаций учащихся

Круглый стол  «Моя будущая профессия»

Экскурсия на предприятия, учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона

 

В течение Недели профориентации проводится выставка литературы по профориентации, которую готовит библиотекарь, профессиональная реклама и агитация.

В рамках профнедели учителем-предметником, классным руководителем и педагогом-психологом проводятся интегрированные учебные занятия (связь учебных предметов с профессиональной средой); классные и информационные часы, на которых учащиеся в активной форме, с использованием современных информационных технологий продолжают знакомиться с миром профессий, лучшими представителями и специалистами различных сфер трудовой, предпринимательской, образовательной и научной деятельности.

В этот период среди учащихся целесообразно провести по параллельным классам конкурс с выделением различных номинаций в контексте поэтапно составляемого ”Портфолио первоклассника“, ”Портфолио учебно-познавательных достижений и знакомства с миром профессий“, ”Портфолио личностного развития с разделом ”Профессии моих родителей“, а также ”Портфолио развития профессионально важных компетенций“. Указанные виды портфолио являются одним из элементов Карты взросления учащихся, рекомендованной к использованию в качестве примерного алгоритма организации образовательной деятельности профориентационной направленности.

С учащимися IХ классов с помощью программно-методического комплекса ”Профиль“ рекомендуется проведение углубленной диагностики, заполнение профкарт, которые позволят определить классному руководителю, педагогу-психологу, родителям неопределившихся учащихся степень сформированности и устойчивости их профнамерений, а также определить уровень профидентичности, развития коммуникативных и организаторских способностей и навыков.

С целью повышения психологической грамотности родителей в вопросах выбора учащимися будущей профессии целесообразно выпускать информационный листок ”Семья и школа“.

 

Работа с родителями

Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации учащихся. Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей продолжения образования представляют трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, главная цель которой направлена на оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.

Формы профориентационной работы с родителями:

– проведение родительских собраний с приглашением представителей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона;

– лектории для родителей, в т.ч. с выступлениями представителей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона;

– индивидуальные беседы психолога и педагогов с родителями учащихся;

– анкетирование родителей учащихся;

– привлечение родителей учащихся для выступлений перед учащимися с беседами (проведение бесед, классных часов, круглых столов и т.д.);

– информирование родителей (оформление информационного стенда по профориентации, выставки, знакомство с сайтами учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона и т.д.);

– привлечение родителей учащихся для работы в качестве руководителей кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

– использование родительской помощи в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

– помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.

 

Кабинет (уголок) профориентации

С целью повышения качества профпросвещения и уровня информированности учащихся, педагогов, родителей о мире профессий, влияющих на активизацию процесса профессионального самоопределения учащихся, в учреждениях общего среднего образования целесообразно создать кабинеты (уголки) профессиональной ориентации.

Кабинет профориентации является организационно-методическим, информационным и консультационным центром профориентационной работы в учреждении общего среднего образования. Это классное помещение, специально оборудованное для организации и проведения мероприятий, направленных на развитие профессионального самосознания учащихся.

Наличие хорошо оснащенного кабинета профориентации является одним из показателей организации профориентационной работы в учреждении общего среднего образования.

Уголок профессиональной ориентации представляет собой информационный стенд (комплект стендов) для размещения профориентационной информации. Современные информационные возможности позволяют сделать уголки профориентации информационно насыщенными, яркими, запоминающимися и наиболее эффективными не только для учащихся и сотрудников учреждений общего среднего образования, но и для родителей.

Оформление уголка профориентации следует осуществлять по принципу доступности и наглядности. Уголок должен привлекать интересным и актуальным содержанием, оригинальностью оформления материалов. Информация на стенде должна регулярно обновляться (желательно –ежемесячно). Особое внимание необходимо уделить информации о наиболее востребованных профессиях региона и учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, осуществляющих подготовку данных специалистов.

При подготовке материалов для кабинета и уголка профориентации рекомендуется использовать электронное пособие ”Уголок профориентации“, разработанное специалистами РЦПОМ.

 

ІІІ. УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В целях повышения эффективности и результативности профориентационной работы с учащимися учреждений общего среднего образования следует проводить мероприятия с применением современных информационно-коммуникационных средств (мультимедийные презентации, видеоролики, он-лайн конференции по профориентации), направленные на обсуждение проблем перспективного развития профессий и рынка труда. Необходимо предоставлять  информацию не только о различных профессиях, но и информацию, связанную с такими аспектами, как особенности профессиональной деятельности, содержание профессионально-квалификационных характеристик, условия труда в той или иной профессиональной области, специфика взаимодействия в трудовом коллективе и т.д.

Для усиления профориентационной работы необходимо обеспечить простоту и доступность для каждого выхода на сайт конкретного учреждения образования для каждого желающего. На сайтах учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в рубриках ”Абитуриенту (поступающему)“, ”Родителям“ размещать подробную и привлекательную информацию профориентационной направленности: актуальность и престижность будущей профессии, материально-техническая база, условия организации производственного обучения в учреждении образования и на производстве, будущие места трудоустройства, условия труда, заработная плата выпускников, возможности карьерного роста, достижения выпускников (с приведением примеров, отзывов выпускников), наличие в учреждении образования условий для досуга учащихся (занятия спортом, художественной самодеятельностью и др.), примеры  спортивных достижений учащихся, достижений в декоративно-прикладном, техническом и художественном творчестве, материальное обеспечение учащихся, условия проживания в общежитии. Также следует отразить преимущества обучения в профессионально-технических колледжах (продолжение обучения на уровне среднего специального образования в этом же учреждении образования в сокращенные сроки, сдача вступительного испытания только по специальности).

Поэтому все этапы профориентации должны служить одной цели – активизировать учащегося, формировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о  своих способностях, о перспективах своего профессионального пути.

Учреждениям профессионально-технического и среднего специального образования необходимо:

– активно использовать разнообразные формы профориентационной работы: акции, экскурсии, агитбригады, конкурсы, круглые столы, он-лайн конференции, Дни открытых дверей, выступления на родительских собраниях в учреждениях общего среднего образования и др.;

– привлекать специалистов по разработке и наполнению разделов сайтов учреждений профессионально-технического образования для абитуриентов;

– активнее использовать возможности ИT-технологий, потенциал интернет-ресурсов, теле- и радиостудий учреждений образования, СМИ;

– организовывать выпуск информационных газет в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, освещающих вопросы получения профессии и перспективы ее развития, с целью распространения их в учреждениях общего среднего образования;

– разработать и выпустить буклеты, календари, флаеры, листовки профориентационной направленности и распространять их через торговую сеть, транспорт, организации культуры, общественного питания;

– создавать профессиональные консультационные пункты на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования с целью проведения профдиагностики, оказания помощи учащимся учреждений общего среднего образования в профессиональном самоопределении;

– принимать активное участие в проведении в учреждениях общего среднего образования воспитательных и информационных часов, приуроченных к профессиональным праздникам, с участием мастеров производственного обучения, специалистов организаций;

– принимать активное участие в выставках-ярмарках, фестивалях профессий (“Профбум”, “Арт-вакация”);

– организовывать выставки технического творчества учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования с приглашением к участию учащихся учреждений общего среднего образования;

– создавать и развивать музеи (музейные экспозиции) на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования о выпускниках, достигших профессиональных успехов, организовывать экскурсии учащихся учреждений общего среднего образования;

– проводить мастер-классы в учреждениях общего среднего образования с привлечением учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, мастеров производственного обучения с целью формирования ценностных профессиональных ориентиров;

– поддерживать инициативы учащейся молодежи по реализации социально значимых проектов по профилю будущей профессиональной деятельности;

– организовывать проведение среди учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования конкурсов творческих проектов (составление эссе, сочинений, слоганов на тему ”Почему я выбрал эту профессию…“) с подведением результатов на уровне города, района, области, республики с размещением лучших работ в СМИ;

– организовывать проведение фото-выставок о профессиях в учреждениях общего среднего образования, в кинотеатрах, учреждениях культуры и др.;

– проводить совместно с базовыми организациями, учащимися учреждений общего среднего образования, ОО БРСМ массовые мероприятия (акции, спортивные соревнования, турслеты);

– привлекать в кружки технического и декоративно-прикладного творчества учащихся учреждений общего среднего образования;

– организовывать проведение мероприятий, нацеленных на формирование преемственности поколений, отражающих роль и значимость семейных династий в достижении вершин профессионального мастерства;

– принимать меры по рекламе и продвижению учреждения образования на рынке образовательных услуг;

– сотрудничать с РЦПОМ с целью информирования молодежи о возможностях получения профессионального образования.

Управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Мингорисполкома, отделам (управлениям) образования районных (городских) исполнительных комитетов необходимо:

– заслушивать ежеквартально результаты профориентационной работы на коллегиях (совещаниях) управлений образования облисполкомов (комитета по образованию Мингорисполкома);

– установить периодичность (порядок) предоставления информации учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования в СМИ (региональную и республиканскую периодическую печать, научно-популярные журналы) с привлечением организаций-заказчиков кадров в целях повышения информированности обучающихся о престижности профессий, о преимуществах обучения в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, об успешности выпускников, о трудовых династиях, о победителях конкурсов профессионального мастерства и ”Лучший по профессии“ и др.;

– разработать и утвердить графики посещения выпускниками учреждений общего среднего образования учреждений профессионально-технического и среднего специального образования и контролировать их выполнение;

– организовать для выпускников учреждений общего среднего образования проведение кинолекториев с показом кинофильмов о рабочих профессиях;

– организовать пропаганду рабочих профессий, необходимых региону, на рекламных щитах в городе, на транспорте;

– привлекать к мероприятиям, посвященным профессиональным праздникам, которые проводятся организациями-заказчиками кадров, обучающихся и работников учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, обучающихся учреждений общего среднего образования и их родителей;

– организовывать конкурс на лучшую презентацию или видеоролик о профессии среди учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона для профагитации;

– создать на сайтах рай(гор)исполкомов, облисполкомов, Мингорисполкома страницу профориентационной направленности, на которых будет представлена информация о востребованных профессиях региона, местами их получения и возможности трудоустройства, обеспечить контроль за созданием, наполнением и обновлением сайтов учреждений профессионально-технического образования;

– включать в курсы повышения квалификации педагогических работников вопросы по совершенствованию профориентационной работы среди обучающихся, в том числе проведение целевых курсов по использованию современных форм профориентации;

– принять меры по рекламе и продвижению учреждений профессионально-технического и среднего специального образования на рынке образовательных услуг.

 

ІV. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Важнейшее значение для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и самореализации любого человека имеет выбор профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и потребностями рынка труда, с другой стороны. Тем более важно рациональное решение вопросов выбора профессии в отношении лиц, возможности которых в этом плане объективно ограничены.

Решение задач профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом имеющихся у них нарушений физического и (или) психического развития (интеллектуальная недостаточность, тяжелые нарушения речи, нарушение слуха, нарушения зрения, нарушения психического развития (трудности в обучении), нарушения функций опорно-двигательного аппарата) и данных медицинского, психологического и педагогического изучения каждого учащегося на основе действующих нормативных правовых документов.

Учитывая, что профориентационная работа с учащимися с особенностями психофизического развития реализует цель и задачи, общие для всей системы профориентации молодежи, при решении вопросов ее организации (определении направлений, содержания, средств и др.) необходимо руководствоваться существующей нормативной правовой базой.

Специфика профориентационной работы определяется в первую очередь тем, что физические и (или) психические нарушения ограничивают круг профессий, овладение которыми может быть рекомендовано с учетом состояния здоровья. Поэтому при проведении профориентационной работы первостепенное значение приобретает организация взаимодействия педагогических (учителей, учителей-дефектологов, педагогов социальных, педагогов-психологов и др.) и медицинских работников.

Обращаем внимание специалистов на то, что в ОКРБ 011-2009 (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Специальности и квалификации) в рамках специальностей и квалификаций профессионально-технического образования выделены квалификации и специализации, показанные для обучения лиц с особенностями психофизического развития (включая инвалидов), в том числе лиц с интеллектуальной недостаточностью. Круг этих специализаций и квалификаций позволяет в достаточной мере учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности рынка труда. Это указывает на то, что в процессе профориентационной работы учащиеся с особенностями психофизического развития и их родители знакомятся не только с определенными ограничениями на получение профессии. Важнейшее значение имеет раскрытие возможностей получения разнообразных профессий и последующей самореализации в профессиональной деятельности.

Специфика профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью определяется также тем, что у них затруднен самостоятельный осознанный выбор профессионального пути.

Тем не менее, учащиеся, осваивающие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, при создании специальных условий могут успешно ориентироваться в доступных им профессиях и осознавать свои профессиональные возможности.  Следовательно, профориентационная работа должна решать задачу обеспечения осознанного выбора ими условий получения профессии и профессиональной деятельности, хотя этот выбор осуществляется с помощью специалистов и родителей.

В ряде вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов) открыты XI–XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, в которых одновременно с образовательной программой специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). В процессе профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью следует раскрывать им возможности получения профессии как в учреждениях профессионально-технического образования, так и в указанных классах.

Учащиеся второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) готовятся к труду в специально созданных, защищенных условиях.

В настоящее время значительная часть учащихся с особенностями психофизического развития осваивает рекомендованные им образовательные программы специального образования на уровне общего
среднего образования, обучаясь в классах интегрированного обучения и воспитания. В связи с этим необходимо указать на включение их в профориентационные мероприятия в составе класса. При необходимости в процессе подготовки и проведения таких мероприятий с учетом данных профессиональной диагностики в отношении этих учащихся применяется индивидуальный подход.

Важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития имеет взаимодействие специалистов и родителей, так как последние могут оказать решающее влияние на выбор профессионального пути.

 

IV. УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Профориентационная работа в учреждениях высшего образования – это комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, а также формирование у него компетентности при ориентации и адаптации на рынке труда с учетом социально-экономической ситуации.

Приоритетами политики учреждений высшего образования должно стать осуществление системной и комплексной профориентационной работы на довузовском, вузовском и послевузовском этапах, т.е. создание единой вузовской системы профориентации. Профессиональная ориентация является органической составной частью образовательного процесса в вузе и непосредственно связана с другими направлениями работы, особенно с трудовым и нравственным воспитанием.

Профориентационная работа в учреждении высшего образования должна осуществляться на основе научно обоснованной системы форм, методов и средств воздействия, ставящей в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях абитуриентов, их профессиональный отбор на специальности и направления подготовки вуза и своевременное привлечение обучающихся к получению высшего образования.

Основной целью учреждения высшего образования по профориентационной работе является привлечение профессорско-преподавательского состава, кафедр, студентов к активному участию в научно обоснованной системе мер по профессиональной ориентации молодежи, приведение образовательных потребностей абитуриентов в соответствие с рынком труда на основе личностноориентированного подхода и создание условий для формирования ими обоснованных профессионально-образовательных планов.

Основные задачи учреждений высшего образования:

– обеспечение формирования контингента слушателей на специальностях и направлениях довузовской подготовки учреждения высшего образования;

– качественный отбор абитуриентов;

– изучение и прогнозирование перспектив формирования студенческого контингента учреждения высшего образования;

– установление и укрепление постоянных контактов с коллективами учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, предприятий;

– информирование об уровне образовательной деятельности учреждения высшего образования.

Учреждениям высшего образования необходимо:

– организовывать и проводить совместно с факультетами и кафедрами профориентационные мероприятия по проблемам профессиональной ориентации учащихся, в том числе выездные информационные лекции в учреждениях общего среднего образования области и республики;

– сотрудничать с отделами (управлениями) образования рай(гор)исполкомов, управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома с целью организации и проведения выездных профориентационных мероприятий в школы района (области), информирования о факультетах, специальностях университета, а также оказания помощи в профессиональном самоопределении; привлечения учащихся учреждений общего среднего образования к активному участию в Днях открытых дверей, научно-практических конференциях и др.; организации и проведения целевых семинаров в учреждениях общего среднего образования с привлечением преподавателей университета; знакомства школьников с многоуровневой структурой образования в университете (встречи на базе университета);

– сотрудничать с РЦПОМ с целью информирования молодежи о возможностях получения профессионального образования;

– совместно с отделами по организации культурно-массовых мероприятий участвовать в выездных профориентационных концертах, семинарах, рейдах с целью ориентации учащихся на поступление в учреждение высшего образования;

– информировать абитуриентов о формах обучения, многообразии специальностей, возможностях дальнейшего трудоустройства посредством рекламы в СМИ;

– составлять планы работы профориентационной деятельности вуза. В плане указывать мероприятия, проводимые всеми структурными подразделениями университета, место и сроки их проведения, ответственных за исполнение;

– печатать информационные профориентационные буклеты и газеты ”Абитуриенту“ с целью предоставления абитуриентам полной информации о поступлении в вуз, факультетах и специальностях;

– постоянно обновлять на сайте учреждения высшего образования страничку ”Абитуриенту“;

– создавать профессиональные консультационные пункты на базе учреждений образования с целью оказания помощи учащимся в уточнении и конкретизации информации о профессиональной деятельности по выбранной специальности;

– проводить акции, встречи абитуриентов с выпускниками вузов, направленные на создание положительного имиджа специалиста.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1.      Берг, В. Карьера – суперигра. – М.: АО Интерэксперт, 1998.
  2.      Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2007.
  3.      Игнатович, Е.С. Система информационно-педагогической поддержки старшеклассников как средство их профессионального самоопределения / Е.С.Игнатович; под ред. О.А.Олекс. – Минск: РИВШ, 2009.
  4.      Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998.
  5.      Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983.
  6.      Карнеги, Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях. – М., 1993.
  7.      Климов, Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1991.
  8.      Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  9.      Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – М.: Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993.
  10.                        Луцевич, Л.В. Лях, В.В. Тарасюк, О.А. Активизирующие методики и технологии в полипрофориентационной работе со старшеклассниками: учеб.-метод.пособие под общ. ред. Л.В.Луцевич; – Минск: АПО, 2011.
  11.                        Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., Воронеж, 2003.
  12.                        Поляков, В.А. Технология карьеры. – М., 1995.
  13.                        Пономоренко, В.А. Страна Авиация – черное и белое. – М., 1995.
  14.                        Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию. – М., 1991.
  15.                        Прощицкая, Е.Н. Мое профессиональное будущее: учеб. пособие для 9-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения (базовый уровень) / Е.Н.Прощицкая. Минск: Нац.ин-т образования. 2007.
  16.                        Прощицкая, Е.Н. Профессиональная ориентация учащихся вспомогательной школы: учеб.-метод.пособие / Е.Н.Прощицкая: Акад. последиплом. образования. – Минск: АПО. 2004. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда. М., Воронеж, 1997.
  17.                        Пряжников, Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. – М.: МГППИ, 1999.
  18.                        Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11классы). – М.: ВАКО, 2006.
  19.                         Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  20.                        Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  21.                        Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2000.
  22.                        Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М., 2005.
  23.                        Резапкина, Г.В. Психология выбора профессии: программа предпрофильной подготовки. Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2005. 
  24.                        Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / под ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2005.
  25.                        Снайдер, Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2000.
  26.                        Твоя профессиональная карьера: Учебник /Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. – М., 2000.
  27.                        Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007.
  28.                        Чистякова, С.Н. Технология профессионального успеха. – М., 2003.
  29.                        Энциклопедический справочник 2000 профессий. – Минск, 1986.

 

Литература, изданная РЦПОМ

  1.      Профориентационная работа в учреждениях образования: справ.пособие / И.Д.Вышаковская и др. – Минск: А.Н.Вараксин, 2010.
  2.      Куда пойти учиться?: 100 вопросов и ответов для абитуриентов, родителей и учителей / сост. В.В.Лях, Е.Л.Чадович, С.В.Шутова. – Минск: Современное слово, 2009. – (Библиотека абитуриента).
  3.      Профессиональный ориентир: учебно-методическое пособие для классных руководителей / сост. Г.Е.Григорьева, И.С.Литвина, А.В.Карабан. – Минск: Современное слово, 2009. – (Библиотека учителя).
  4.      Тесты в профориентации: для школьных психологов, учителей-предметников, классных руководителей / сост. А.М.Кухарчук, В.В.Лях. – Минск: Экоперспектива, 2009.
  5.      Тесты для выбирающих профессию / сост. А.М.Кухарчук, В.В.Лях, С.Г.Макарова. – Минск: Современная школа, 2008.
  6.      Профориентация в школе / сост. С.В.Тарасевич, Н.А.Шалима, О.А.Купревич, Е.Н.Пастушкова. – Минск: Красико-Принт, 2007.– (Деятельность классного руководителя).
  7.      Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.М.Кухарчук, В.В.Лях, А.Б.Широкова. – Минск: Современное слово, 2006.

 

Перечень статей, опубликованных в научно-методических журналах, материалы которых актуальны для совершенствования профориентационной работы

Журнал ”Народная асвета“

№ 12 (декабрь 2011)

На страницах журнала участники 22-ого заседания Педагогической ассамблеи «Народнай асветы» обсуждают новые стратегии в профориентации.

Так М.С.Ковалевич, заведующий кафедрой педагогики детства Бресткого государственного университета им.А.С.Пушкина, кандпед.наук, в статье «Современная образовательно-профессиональная среда в системном становлении профориентационной деятельности», определяя стратегические направления образовательно-профессиональной среды, обращает внимание на обстоятельства, связанные с переходом к технологическому скачку: микроэлектроника, компьютеры, телекоммуникации, программирование, интернет необходимы для создания «новой экономики». На очереди биотехнологии, нанотехнологии, робототехника и мехатроника, новая медицина и новое природоиспользование, развитие и использование возможностей личности и коллектива на новом более высоком уровне.

Это лучшее время для инноваций, поисков, прорывов, которые следует начинать на школьной скамье, развивать в студенческих аудиториях, на экспериментальных и инновационных площадках, что позволит выпускникам учреждений образования внедрять их в самостоятельной профессиональной деятельности.

А.В.Ражнова в статье «Готовность к профессиональному самоопределению: компоненты и критерии» определяет компоненты данного активно-действенного состояния личности, среди которых информированность, мотивационный, эмоционально-ценностный, деятельностный компоненты.

Для проведения классного часа по профессиональной ориентации М.К.Бартошевич, учитель математики высшей категории Валколацкой СШ Докшицкого района избрала форму известной телепередачи – ток-шоу «Выбор». Представленное на страницах журнала содержание и опыт организации разработанной ею программы ток-шоу «Выбор профессии – дело ответственное» позволит педагогам активизировать и мотивировать учащихся к адекватному и осознанному выбору профессии.

Участница Педагогической ассамблеи Е.В.Ярошук знакомит читателей с деятельностью дискуссионного клуба профориентационной направленности «Меридиан».

Т.А.Комарова, учитель начальных классов высшей категории Воронинского УПК детский сад – базовая школа поделилась с участниками опытом организации классного часа по ознакомлению школьников с профессиями сельскохозяйственного профиля.

 

№ 2 (февраль 2012)

Рубрика «Дистанционный центр профориентации» представлена статьей А.В.Ражновой «Профориентационный проект для старшеклассников «Сделай шаг!», в которой аспирантка лаборатории проблем воспитания личности Национального института образования знакомит читателей с комплексом методических материалов, используемых при реализации указанного проекта.

Рубрика «Дистанционный центр профориентации» существует более шести лет. За это время ее авторы – ученые, методисты, педагоги – представили материал о нескольких десятках профессий; познакомили читателей с особенностями профориентационной работы в городских и сельских учебных заведениях, системой профориентации молодежи на городском и районном уровнях. Руководители учреждений образования, учителя, психологи, педагоги социальные, родители смогли получить информацию о разных аспектах и формах организации профориентационной деятельности (методические семинары, психологические тренинги, интегрированные уроки, профориентационные игры, родительские собрания и т.д.) .

Материалы указанной рубрики, а также 22 –го заседания Педагогической ассамблеи можно использовать при проведении Недели (декады) профориентационной работы.

 

№ 3-4 (март-апрель 2012)

На страницах указанных номеров М.С.Ковалевич в статье «Педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения личности» основной акцент сделан на усилении профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования.

 

Журнал ”Кіраванне ў адукацыі“

№10 (октябрь 2011) – специальный выпуск

В статьях указанного номера анализируются традиционные и новые подходы к осуществлению профессиональной ориентации обучающихся в учреждениях общего среднего образования.

Для повышения эффективности профориентационной функции учреждений общего среднего образования, определения содержания профориентационного компонента современной образовательной среды определенную значимость будут иметь следующие публикации:

Жук А.И. «Образование и подготовка кадров с высшим образованием в Республике Беларусь»;

Лисейчиков О.Е. «Модель культуры личности как основа формирования содержания профориентационного компонента образовательной среды в учреждениях общего среднего образования»;

Поддубский В.Н. «Республиканские межведомственные семинары как механизм управления профориентационной работой в учреждениях общего среднего образования»;

Луцевич Л.В. «Концептуальные основы трансформации профориентационной работы с детьми и учащейся молодежью»;

Прокопчик-Гайко И.Л. «Системная методология  профессиональной ориентации: содержание и возможности»;

Жук О.Л., Дементьев И.В., Сагайдак Д.И., Сагайдак С.С. «Социально-экономическая необходимость разработки новой стратегии убеждающей профориентации школьников и внедрения инновационных методов в процессе профессионального самоопределения учащихся»;

Дементьев И.В. «Педагогические условия организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении»;

Дзюбенко С.В. «Организация профессиональных проб как условие осознанного профессионального самоопределения учащихся: инновационный аспект»;

Кушнеров В.П., Клебан А.С. «Подготовка рабочих кадров в вечерней школе на основе социального партнерства с предприятиями»;

Лях В.В., Тарасюк О.А. «Программные (компьютерные) педагогические средства как инновационный ресурс Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи»;

Резапкина Г.В. «Современные технологии профориентационной работы: традиции и новаторство».

 

Журнал “Адукацыя і выхаванне”

№10 (октябрь 2011) – специальный выпуск

Дейл Карнеги писал, что в жизни человеку приходится делать как минимум два выбора, имеющих влияние на всё его дальнейшее существование: выбор спутника жизни и выбор профессии. Не отрицая важность первого, в указанном спецвыпуске обсуждаются вопросы модернизации профориентационной работы, направленной на успешность профессионального выбора выпускников учреждений общего среднего образования, «опережающую» и «упреждающую» подготовку специалиста новой формации – поли- и транспрофессионала.

Ниже перечисляются статьи, в которых отражены теоретические аспекты модернизации профориентационной работы с обучающимися, условия и механизмы реализации инновационной полипрофориентационной деятельности, особенности управления в сфере профориентации, практика и опыт, сравнительное образование.

Луцевич Л.В., Поддубский В.Н., Лях В.В. «Модернизация профориентационной работы: полипрофориентационный подход»;

Поплавский Н.Н. «Пространство профессионального самоопределения учащихся учреждений профессионально-технического образования сельскохозяйственного профиля»;

Луцевич Л.В., Тарасюк О.А. «К проблеме формирования ценностно-нравственных карьерных ориентаций у старшеклассников в условиях инновационной деятельности». В статье опубликовано содержание методики определения предпочтительных типов профессиональной карьеры личности (на основе опросника Э.Г.Шейна «Карьерные ориентации»);

Сопикова А.Н. «Информационные компьютерные технологии в полипрофориентационном компоненте образовательной среды современной школы»;

Боровская В.В., Кубышко О.П., Кедало О.Н. «Организация полисубъектного взаимодействия в инновационной среде полипрофориентационной направленности»;

Коваль С.Н. «Основы выбора военных профессий: кадетское образование»;

Поддубский В.Н. “Управление профориентационной работой с учащимися на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов”;

Кожемякина Т.И. “Организационно-управленческая деятельность по профориентации учащихся и повышению уровня профориентологической компетентности педагогов”;

Грецкая А.Б. “Поддержка профессиональной ориентации учащейся молодежи на рабочие профессии”;

Фидрик Н.Н. “Использование электронных средств обучения профориентационной направленности”;

Доменникова Г.Н. “Профориентационные занятия в начальной школе”;

Пряжникова Е.Ю. “Профориентация школьников в России и западных странах: сравнительный анализ”.

 

Журнал “Кем быть?” (№№1-6, 2012)

  •   Специальное приложение “25 лет системе профессиональной ориентации Республики Беларусь” – №2 (февраль 2012)
  •                          Интервью с представителями профессий:

№1 (январь 2012)

– с архитектором – “Польза, прочность, красота – грани одного искусства”;

– с банковским служащим – “Работа в банке – работа для умных и талантливых”.

№2 (февраль 2012)

– со стоматологом – “Профессия – дарить улыбку”;

– с кинологом – “И служба и дружба”.

№3 (март 2012)

– с милиционером – “Неведомая сторона погон”;

– слесарем-сантехником – “Труба зовет”;

– с хореографом – “Девушка. Танец. Ирландия”.

№4 (апрель 2012)

– с фельдшером бригады скорой помощи – “Уникальная профессия”;

– геологом – “Геолог – это не профессия, а образ жизни”.

№5-6 (май-июнь 2012)

– с радиоведущим – “Настройся на волну”;

– химиком – “Профессия – химик”;

– учителем-дефектологом – “Я верю, что мир спасет добро. И доброта, отданная детям, возвратится… пусть и не ко мне!”.

№ 7 (июль) 2012

– с прокурором – “На страже интересов государства”;

– со спасателем МЧС – “Профессия для сильных духом”;

– со швеей – “Повелительница иголок”.

  •  Методические материалы:

№1 (январь 2012)

– “Когда стоит начинать профориентационную работу в школе?”;“Город мастеров” (ролевая игра для младших школьников);

№2 (февраль 2012)

– “Паровозик” (игра-путешествие для младших школьников)

№3 (март 2012)

– “Театр” (ролевая игра для младших школьников).

№4 (апрель 2012)

– “Познай себя” (классный час для учащихся начальных классов);

№5-6 (май-июнь 2012)

– “Кем быть, каким быть?” (классный час для учащихся старшей школы);

  •         Справочно-информационные материалы:

№1 (январь 2012)

– “Здоровье и выбор профессии”;

– “Растим будущего ученого-исследователя”.

№2 (февраль 2012)

– “Целевая подготовка специалистов”;

– “Специальности средних специальных учебных заведений г. Минска, Республики Беларусь на которые были самые высокие проходные балы и конкурсы в 2011 году”.

№3 (март 2012)

– “Специальности учреждений высшего образования г. Минска, Республики Беларусь на которые были самые высокие проходные балы и конкурсы в 2011 году”;

– “Как научить ребенка правильному отношению к работе”.

№4 (апрель 2012)

– “Образ профессии как один из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности”;

– “Хочу быть как… или выбор от противного”.

№5-6 (май-июнь 2012)

– “Будьте рядом с детьми!”.

№ 7 (июль) 2012

– “Вы решили вырастить спортсмена…”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Универсальные направления и механизмы

профессиональной ориентации

Профессиональная информация – ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Профвоспитание – развитие профессионально важных качеств и компетенций, необходимых для работы в различных сферах трудовой и образовательной деятельности.

Профдиагностика – мероприятия, направленные на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности в целях профориентации, профотбора, повышения эффективности обучения, воспитания и социализации.

Профактивизация – создание условий для профессиональных проб в различных сферах трудовой деятельности.

Профессиональная консультация – это оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональная, производственная и социальная адаптация включает в себя систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Профориентационная игра – моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения. Деловые игры профориентационной направленности воспроизводят процесс профессионального самоопределения, трудоустройства и профадаптации в условиях интерактивного взаимодействия участников учебной группы, работающей в режиме ”погружения“. Профориентационная игра помогает старшеклассникам провести пробы нового профессионально целесообразного коммуникативного поведения в имитирующих профессиональную деятельность условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Нормативное правовое и методическое обеспечение

профориентационной работы в учреждениях образования

Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011 г.);

Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь (2001 г.);

Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь (2011 г.);

Закон Республики Беларусь ”О занятости населения Республики Беларусь“ от 15.06.2006 № 125-З;

Закон Республики Беларусь ”Об основах государственной молодежной политики“ от 07.12.2009 № 65-З;

Методические рекомендации Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи (2008 г.);

Методические рекомендации Министерства образования по организации профессионального обучения учащихся на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации (2009 г.);

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия правовой направленности (2009 г.);

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия по направлению ”Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций“ (2008 г.).

 

[1] Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь “О проведении профориентационной работы с учащимися общего среднего образования в 2010/2011 учебном году”