Выпускнику

Расписание консультаций по учебным предметам по завершении обучения и воспитания на ІІ и ІІI ступени общего среднего образования

 

п/п

Класс

Предмет

Учитель

День проведения

Время

Кабинет

1.

9

математика

Герес О.С.

31.05.2018г.

12.00

6

04.06.2018г.

15.00

06.06.2018г.

10.00

2.

9

русский язык

Терещук Л.Н.

26.05.2018г.

08.15

6

31.05.2018г.

11.00

04.06.2018г.

14.00

3.

9

белорусский язык

Лещук Л.М.

29.05.2018г.

14.45

6

31.05.2018г.

13.00

01.06.2018г.

10.00

4.

11

русский язык (повышенный уровень)

Любчук Л.А.

 

26.05.2018г.

10.00

7

31.05.2018г.

13.00

01.06.2018г.

15.00

5.

11

русский язык (базовый уровень)

Терещук Л.Н.

26.05.2018г.

10.00

2

28.05.2018г.

14.45

31.05.2018г.

12.00

6.

11

история Беларуси

Михальчук А.А.

31.05.2018г.

11.00

2

05.06.2018г.

11.00

07.06.2018г.

10.00

7.

11

английский язык

Шилеева Ю.И.

 

25.05.2018г.

14.45

4

31.05.2018г.

14.00

05.06.2018г.

10.00

8.

11

английский язык

Кондратюк И.А.

25.05.2018г.

14.45

9

31.05.2018г.

14.00

05.06.2018г.

10.00

9.

11

немецкий язык

Подколзина В.В.

26.05.2018г.

11.00

7

31.05.2018г.

14.00

05.06.2018г.

10.00

10.

11

 

математика (повышенный уровень)

Конюшик В.П.

23.05.2018г.

14.45

7

25.05.2018г.

08.15

31.05.2018г.

12.00

11.

11

математика (базовый уровень)

Герес О.С.

26.05.2018г.

11.00

2

31.05.2018г.

13.00

02.06.2018г.

10.00

 

 

 

свернуть

Расписание выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступени общего среднего образования в 2017/2018 учебном году

IX класс

 

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

2 июня

9.00

белорусский язык

в письменной форме

(диктант)

6

5 июня

9.00

русский язык

в письменной форме

(диктант)

6

7 июня

9.00

математика

в письменной форме

 (контрольная работа)

6

 

 

XI класс

 

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

1 июня

9.00

русский язык (базовый уровень)

в письменной форме (изложение)

2

 

1 июня

9.00

математика (повышенный уровень)

в письменной форме (контрольная работа)

3

4 июня

9.00

математика (базовый уровень)

в письменной форме (контрольная работа)

2

4 июня

9.00

русский язык (повышенный уровень)

в письменной форме (изложение)

3

6 июня

9.00

немецкий язык

в устной форме

2

6 июня

10.00

английский язык

в устной форме

2

8 июня

9.00

история Беларуси

 

в устной форме

2

 

 

свернуть

Профориентация

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ.

 

Выбор профессии

  • Выбор профессии – не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Особенно размышляй над тем, как осуществить свою мечту.
  • Не старайся поступить туда, куда поступить твои друзья. Поверь, ты найдёшь себе новых друзей, тем более вы будете заниматься тем, что вам интересно.
  • Разузнай больше о той профессии, которую тебе хочется выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придётся работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
  • Отдавай себе отчёт, что решение не может быть абсолютны и что в любое время в твой жизни могут произойти перемены.
  • Попробуй протестироваться у психолога. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
  • Не поддавайся чувству страха -  это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Постарайся узнать всё: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после обучения. Это поможет сложиться представлению, что делать дальше.
  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях – это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

 

Типичные ошибки при выборе профессии:

  • Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища.
  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
  • Выбор «за компанию» с друзьями.
  • Перенос отношения к человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
  • Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии. Недостаточное знание профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Устарелые представления, незнание особенностей профессии.
  • Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.
  • Пренебрежение к некоторым важным для хозяйства страны профессиям.
  • Отсутствие собственного решения в выборе профессии под влиянием некомпетентных лиц.
  • Неумение разобраться, оценить свои способности и мотивы выбора профессии.
  • Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.

 

При выборе профессии нужно:

  • Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда.
  • Определиться в своих интересах.
  • Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию.
  • Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора.
  • Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
  • Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья).
  • Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

 

Выбирая профессии, важно:

  • Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
  • Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

 

Выбирая учебное заведение:

  • Узнайте вес об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
  • Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
  • Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
  • Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

 

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

 

  1. Что влияет на выбор профессии;
  2. Семь шагов к взвешенному решению; 
  3. Ошибки при выборе профессии;
  4. Советы родителям.

 

свернуть

Централизованное тестирование

График РТ

По информации куратора РТ и ЦТ в Беларуси — РИКЗ (УО «Республиканский институт контроля знаний»), в 2017/2018 учебном году, как всегда, репетиционное тестирование (РТ), т.е. без выдачи сертификатов, будет проходить в три этапа:

1-й этап – октябрь-декабрь 2017 г.

2-й этап – январь-февраль 2018 г.

С февраля вводится еще один вид репетиционного тестирования — дистанционное тестирование, которое позволит бесплатно всем желающим зайти на сайт и по всем 15 предметам отработать всю технологию с разбором заданий, с нахождением ошибок.

3-й этап – март-апрель 2018 г.

Тестирование можно пройти по следующим учебным предметам:

1. белорусский язык,

2. русский язык,

3. математика,

4. физика,

5. химия,

6. биология,

7. история Беларуси,

8. всемирная история (новейшее время),

9. география,

10. иностранный язык (английский/ немецкий/ французский/ испанский/ китайский),

11. обществоведение.

Сколько нужно платить

Стоимость составляет 7 BYN — за 1 учебный предмет.

Один из этапов репетиционного тестирования в 2018 году абитуриенты смогут пройти бесплатно.

Как и где можно оплатить РТ

Оплатить участие в РТ можно через систему ЕРИП — «Расчет» единого расчетного пространства Национального банка Республики Беларусь.

Сделать это можно с использованием банковских платежных карточек в:

  •  платежно-справочных терминалах (инфокиосках),
  •  платежных терминалах и банкоматах,
  •  терминалах Cash-In,
  •  расчетно-кассовых центрах.

А также с использованием Интернет-банкинга, мобильного банкинга, а также наличными денежными средствами в кассах любого банка.

Важно! При оформлении платежа необходимо указать серию и номер документа, удостоверяющего личность участника тестирования.

Что нужно брать с собой на РТ

Каждый абитуриент должен при себе иметь:

1. паспорт;

2. черную гелевую ручку;

3. квитанцию об оплате.

Регистрация на репетиционное тестированиеhttp://www.bstu.by/ru/abiturientam/testirovanie/raspisanie-rt

Регистрация на репетиционное тестированиеhttp://www.brsu.by/abi/registratsiya-na-repetitsionnoe-testirovanie

свернуть

Экзамены

  1. Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

В 2017/2018 учебном году по сравнению с прошедшим учебным годом изменений в количестве и перечне выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II  и III ступенях общего среднего образования (далее – выпускные экзамены) не произойдет.

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2016 г. № 48 «Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2017/2018 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования» учащиеся:

IX классов будут сдавать три выпускных экзамена (все – в письменной форме) по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика»;

XI классов – четыре обязательных выпускных экзамена: по учебным предметам «Белорусский язык» или «Русский язык» (в письменной форме), «Математика» (в письменной форме), «Иностранный язык» (в устной форме по экзаменационным билетам) и «История Беларуси» (в устной форме по экзаменационным билетам).

Обращаем внимание, что в экзаменационные билеты по учебному предмету «История Беларуси» для учащихся  XI классов будет включен учебный материал, изученный ими на протяжении VI-XI классов.

Экзаменационные билеты по учебному предмету «История Беларуси» утверждены приказом Министра образования Республики Беларусь от 10 августа 2016 г. № 696 и размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь (www.edu.gov.by) в рубрике «Общее среднее образование» / «Билеты по отдельным учебным предметам для выпускных экзаменов, экзаменов в порядке экстерната в 2017/2018 учебном году».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

 

 

I. Общие положения

 

С 2014/2015 учебного года по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь будет проводиться обязательный выпускной экзамен по учебному предмету “История Беларуси” (постановление Министерства образования № 95 от 7 июля 2014 года “Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2014-2015 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования”).

В 2014/2015 учебном году на III ступени общего среднего образования завершают обучение учащиеся, которые сдавали обязательный экзамен по истории Беларуси за период обучения и воспитания на IIступени общего среднего образования (с древнейших времен до 1917 года). Экзаменационные билеты для выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” в 2014/2015 учебном году будут составлены на основе учебного материала, изученного учащимися за период обучения на III ступени общего среднего образования (с 1917 г. до наших дней).

Выпускной экзамен по учебному предмету “История Беларуси” проводится с целью выявления и оценки уровня усвоения выпускниками содержания учебного предмета и сформированности способов учебной деятельности в соответствии с концепцией учебного предмета, требованиями образовательного стандарта и учебной программы.

На экзамене оценивается:

знание теоретического содержания учебного материала и умение работать с ним (объяснение исторических понятий и теоретических выводов с помощью фактов; соотнесение исторических фактов с процессом; объяснение причинно-следственных связей (взаимообусловленности) между фактами и процессами);

знание фактологического содержания учебного материала и умение работать с ним (сравнение исторических событий, процессов по предложенным или самостоятельно определенным признакам; обобщение исторических фактов и формулирование на этой основе выводов; характеристика деятельности исторических личностей и творчества деятелей культуры);

хронологические знания и умения (определение хронологических рамок исторических событий, процессов, определение их последовательности, синхронности, выделение в них этапов и периодов);

картографические знания и умения (определение местоположения различных объектов на исторической карте с использованием ее как источника информации; характеристика социально-экономического, геополитического положения);

знание исторических документов и умение работать с документальными материалами (осуществлять поиск исторической информации в документальных материалах и  анализ  содержания документа; характеризовать  позицию автора исторического первоисточника);

знание различных точек зрения на одни и те же исторические события, процессы, деятельность их участников и умение соотносить оценки (сравнение их аргументации, выявление в них общего и различного; определение и обоснование собственного мнения).

Организация и проведение экзамена регламентируется следующими документами:

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 “Аб зацвярджэнні Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі”.

3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 “Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь” (далее – Правила).

4. Постановление Министерства образования от 7 июля 2014 года    № 95 “Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2014-2015 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования”.

5. Концепция учебных предметов “Всемирная история. История Беларуси”(приказ Министерства образования от 29.05.2009 № 675).

6. Образовательный стандарт “Общее среднее образование”. “Всемирная история. История Беларуси. V – XI классы” (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 32).

7. Учебные программы:

Всемирная история. История Беларуси. V–XI классы. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: НИО, 2012;

Сусветная гісторыя. Гісторыя Беларусі. V–XI класы. Вучэбныя праграмы для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларуская мовай навучання. – Мінск: НІА, 2012. (далее – учебная программа).

8. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету “История Беларуси” (приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674).

 

II. Содержание экзамена

 

Экзамен по учебному предмету “История Беларуси” будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет будет включать три вопроса.

По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ в соответствии с тематикой экзаменационного билета по периоду 1917 – 1945 гг. и второй половины 1940-х гг. – начала ХХІ в.

Третий вопрос ориентирован на выявление уровня сформированности у выпускников следующих общеучебных и специальных исторических умений:

синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;

соотнесение исторических событий с общественно-историческим процессом:

сравнение исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям;

объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами;

раскрытие содержания исторических понятий и терминов;

анализ содержания исторического документа;

анализ статистических данных;

характеристика деятельности исторической личности;

характеристика творчества деятеля науки (культуры);

характеристика социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту;

характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.

На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться следующими  учебными настенными картами (п.78 Правил):

1. Лютаўская і Кастрычніцкая рэвалюцыі на тэрыторыі Беларусі.

  1. Барацьба супраць ваеннай інтэрвенцыі на тэрыторыі Беларусі (1918-1921 гг.).

3. Беларусь у 1919–1939 гг. Фарміраванне тэрыторыі.

4. Беларусь у пачатку Другой сусветнай вайны (01.09.1939–21.06.1941 гг.).

5. Акупацыйны рэжым на тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).

6. Партызанскі рух і падпольная барацьба на тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).

7. Вызваленне Беларусі ад нямецка–фашысцкіх захопнікаў (верасень 1943 г. – жнівень 1944 г.).

8. Аднаўленне народнай гаспадаркі БССР у першае пасляваеннае дзесяцігоддзе

9. БССР у 1955–1991 гг

10. Беларусь у 90–х гг. XX – пачатку XXI ст.

11. Первая мировая война

  1. Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция

13. Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России (1917 – 1922 гг.)

14. СССР в 20 – 30-е годы XX в.

15. Вторая мировая война (01.09.1939 г. – 02. 09.1945 г.)

При необходимости на экзамене можно использовать и другие учебные настенные карты по учебному предмету “Всемирная история”.

При разработке третьих вопросов рекомендуется использовать следующие учебные издания и учебно-методическую литературу:

Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Хрестоматия / сост. А.А. Коваленя, М.А. Краснова,          В.И. Лемешонок, С.Е. Новиков; науч. ред. А.А. Коваленя. – Минск: Белорус. наука, 2008.

Гісторыя Беларусі, 1917–1945 гг. 10 клас. Хрэстаматыя / пад рэд. А.А. Кавалені. – Мінск: Пачатковая школа, 2009.

Гісторыя Беларусі, другая палова 1940–х гг. – пачатак ХХІ ст. 11 клас. Хрэстаматыя / В.М.Фамін, С.В.Паноў, Т.Ф. Ходзіна. – Мінск: Народная асвета, 2009.

Гінчук В.В. Гісторыя Беларусі: тэставыя і рознаўзроўневыя заданні: 10–11 класы: дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / В.В. Гінчук. – Мінск: Сэр-Вит, 2012.

Гінчук В.В. Арганізацыя кантрольна-ацэначнай дзейнасці ў працэсе навучання гісторыі. – Беларускі гістарычны часопіс. 2013. № 5.

Гінчук В.В. Гісторыя Беларусі ў 10 класе. Вучэбна-метадычны дапаможнік. – Мінск: ВЦ БДУ, 2014.

Корзюк А.А. Выкарыстанне дакументальнага матэрыялу ў працэсе навучання гісторыі. – Беларускі гістарычны часопіс. 2012. № 8.

Корзюк А.А. Лакалізацыя гістарычных фактаў у часе: асноўныя метадычныя прыемы. – Беларускі гістарычны часопіс. 2013. № 3.

Корзюк А.А. Лакалізацыя гістарычных фактаў у прасторы: асноўныя метадычныя прыемы. – Беларускі гістарычны часопіс. 2013. № 4.

Содержание третьего вопоса разрабатывается учителем и утверждается руководителем учреждения образования.

 

Примеры составления третьего вопроса по периодам                1917 – 1945 гг. и второй половины 1940-х гг. – начала ХХІ в.

 

Синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного.

Сравните процесс осуществления политики индустриализации в СССР и в БССР и определите общее и различное.

Сравните процесс развития сельского хозяйства в СССР и БССР во второй половине 1960-х – первой половине 1890-х гг. и определите общее и различное.

Соотнесение исторических событий с общественно-историческим процессом.

Определите и объясните, о каком историческом процессе свидетельствует проведение Народного собрания Западной Беларуси в Белостоке.

Определите и объясните, о каком историческом процессе свидетельствует строительство и выпуск продукции на Минском автомобильном и тракторном заводах.

Сравнение исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям.

Сравните политику “военного коммунизма” и новую экономическую политику. Признаки сравнения определите самостоятельно.

Заполните сравнительную таблицу “Процесс восстановления народного хозяйства Беларуси после гражданской и Великой Отечественной войн” и определите особенности послевоенного восстановления в БССР.

Признаки сравнения

Период после гражданской войны

Период после Великой Отечественной войны

Внешнеполитические условия

 

 

Территория, на которой 

 проходил процесс восстановления

 

 

Отрасли экономики,

которые восстанавливались

в первую очередь

 

 

Модель экономического развития

 

 

Объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами.

Объясните причинно-следственную связь между проведением форсированной индустриализации и переходом к сплошной коллективизации сельского хозяйства в БССР.

Объясните причинно-следственную связь между индустриальным развитием БССР и созданием системы профессионально-технического обучения (профтехучилищ).

 

Раскрытие содержания исторических понятий и терминов.

Раскройте содержание следующих исторических терминов и определите, о каких явлениях общественного и социально-экономического развития БССР они свидетельствуют: двадцатипятитысячники, кооперация, кулачество, колллективное хозяйство, раскулачивание, середняки, МТС.

Раскройте содержание термина хрущевская оттепель.

Анализ содержания исторического документа.

Охарактеризуйте стратегическую внешнеполитическую позицию советского правительства, в том числе по отношению к БССР, используя выдержку из ноты посла СССР в США А.А. Громыко 25 марта 1941 г.:

“...Советское правительство … считает уместным напомнить о заявлении г-на Черчилля на заседании в Крыму о том, что нелогично приглашать на конференцию в Сан-Франциско все малые страны, которые почти ничего не сделали для победы и только теперь, в последний момент, объявили войну, и в то же время откладывать приглашение двух советских республик, принесших столь большие жертвы в борьбе с Германией”.

Охарактеризуйте внутриполитическую атмосферу в БССР в послевоенный период и объясните отношение местного населения к репатриантам, используя выдержку из информации Председателя СНК БССР П.К. Пономаренко 20 октября 1945 г.

“…В Белоруссию возвратилось около 100 тысяч человек населения, насильно угнанного на работу в Германию.

Вместе с угнанными советскими гражданами возвращаются на родину и бывшие полицейские … и другие немецкие приспешники, бежавшие в Германию при отступлении немецкой армии.

Местное население – рабочие, колхозники и служащие –встречает репатриированных граждан с чувством теплоты и заботы, оказывает помощь в устройстве и налаживании жизни. Возвращающиеся немецкие прихвостни сталкиваются с ненавистью белорусского народа, не забывшего ужасов немецкой оккупации …”.

Анализ статистических данных.

Проанализируйте представленные количественные показатели и определите, о каком историческом явлении они свидетельствуют.

Годы

Доля грамотных в Беларуси (в возрасте от 9 лет)

1897

1926

1939

32 %

53 %

79 % (без учета западных областей)

Проанализируйте представленные количественные показатели и определите, о каком историческом явлении они свидетельствуют.

Годы

 

Рост жилищного фонда в БССР

(в млн. м2 полезной плошади)

1952

13,6

1960

24,4

1965

32,5

Характеристика деятельности исторической личности.

Охарактеризуйте позицию А.Ф. Мясникова как руководителя Северо-Западного областного комитета РКП(б) по вопросу создания белорусской государственности.

Охарактеризуйте деятельность, личностные качества и роль П.М. Машерова как Первого секретаря ЦК КПБ в создании индустриального потенциала БССР.

Характеристика творчества деятеля науки (культуры).

Охарактеризуйте научные достижения О.Ю. Шмидта.

Охарактеризуйте роль В.С. Короткевича в развитии исторического жанра в белорусской советской литературе и особенности его творчества.

Характеристика социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту.

Охарактеризуйте с опорой на историческую карту геополитическое положение Беларуси после подписания Рижского мирного договора.

Охарактеризуйте с опорой на историческую карту послевоенное восстановление народного хозяйства БССР.

Характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы (искусства).

Определите, какому историческому событию посвящено стихотворение Янки Купалы, и охарактеризуйте его отношение к этому событию:

Ты з Заходняй, я з Усходняй

Нашай Беларусі,

Больш з табою ўжо ніколі

Я не разлучуся ...

Разам будзем араць поле

Трактарам сталёвым,

Сеяць жыта і пшаніцу

На загонах новых;

Определите, какому социальному явлению посвящена картина художника В. Волкова “Студенты”, созданная в 1947 г., и причины эмоционального состояния изображенных на картине молодых людей.

Примерный перечень вопросов

для проведения обязательного выпускного экзамена

по учебному предмету “История Беларуси”

по завершении обучения и воспитания

на ІІІ ступени общего среднего образования

 

  1. Беларусь накануне Октябрьской революции 1917 г.: социально-экономическая и политическая ситуация, предпосылки становления белорусской государственности.
  2. События Октябрьской революции и установление советской власти в Беларуси: особенности и результаты преобразований.
  3. Беларусь в условиях германской оккупации и Брестского мира: сопротивление населения и разделение территории.     
  4. Провозглашение белорусской государственности в декабре       1917 – марте 1918 гг.: направления в белорусском национальном движении и результаты их деятельности.
  5. Образование ССРБ и ЛитБел: особенности оформления белорусской советской государственности.
  6. Беларусь в условиях польско-советской войны 1919 – 1920 гг. и второе провозглашение ССРБ: гражданская война и военная интервенция: военные действия и итоги Рижского мира.
  7. Беларусь в межвоенный период: основные направления становления советского социалистического общества.
  8. БССР в годы новой экономической политики: особенности социально-экономического положения.
  9. Общественно-политическая жизнь в БССР в 1920-е гг.: демократизация и участие в создании СССР.
  10. Политика белорусизации: особенности национальных отношений и основные мероприятия.
  11. Образование, наука и культура в БССР в 1920-е гг.: условия развития и достижения.
  12. Индустриализация в БССР: особенности проведения и результаты.
  13. Коллективизация сельского хозяйства в БССР: причины, особенности, результаты.
  14. Советская общественно-политическая система в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.: основные направления формирования.
  15. Развитие образования и науки в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.: основные достижения на пути культурной революции.
  16. Литература и искусство в БССР в конце 1920-х – 1930-е гг.: условия развития и основные направления творчества.
  17. Западная Беларусь в составе Польского государства: политическая и социально-экономическая ситуация.
  18. Состояние культуры в Западной Беларуси в 1920-е – 1930-е гг.: особенности и достижения.
  19. Воссоединение Западной Беларуси с БССР: геополитические условия и историческое значение.
  20. Начало Великой Отечественной войны, оборонительные бои на территории Беларуси.
  21. Установление германского оккупационного режима на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны: политика геноцида и деятельность коллаборантов.
  22. Начало массовой борьбы белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов: партизанское движение и подпольная деятельность.
  23. Развертывание народной борьбы против немецко-фашистских оккупантов на территории Беларуси: формы, методы, особенности сопротивления.
  24. Освобождение БССР от германских захватчиков.
  25. Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией: итоги и уроки Великой Отечественной войны.
  26. БССР в первое послевоенное десятилетие: направления и особенности восстановления.
  27. Народное хозяйство БССР во второй половине 1940-х - первой половине 1950-х гг.: преодоление последствий войны и выход на новый уровень развития.
  28. Общественно-политическая жизнь в БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.: особенности послевоенного положения.
  29. Развитие образования и науки в БССР во второй половине       1940-х – первой половине 1950-х гг. как составная часть процесса послевоенного восстановления народного хозяйства.
  30. Развитие литературы и искусства в БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1950-х гг.
  31. Участие БССР в основании и деятельности ООН: советская стратегия и международное значение.
  32. БССР во второй половине 1950-х – 1980-е гг.: основные этапы и направления реформирования общества.
  33. Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине   1950-х – первой половине 1960-х гг.: основные направления демократизации.
  34. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг.: формирование промышленного и сельскохозяйственного комплексов.
  35. Общественно-политическая система в БССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.
  36. Народное хозяйство БССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.: основные направления и пути развития.
  37. Курс на ускорение социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х гг.: основные направления и попытки реализации.
  38. Политика перестройки в БССР во второй половине 1980-х гг.: реформирование советской общественно-политической системы и ее результаты.
  39. Развитие образования и науки в БССР во второй половине       1950-х – 1980-е гг.: вклад в формирование индустриального общества.
  40. Белорусская литература во второй половине 1950-х – 1980-е гг.: условия развития и тематика творчества.
  41. Театральное, музыкальное и изобразительное искусство БССР во второй половине 1950-х – 1980-е гг.: отражение национально-культурных особенностей и исторического прошлого.
  42. Становление и развитие Республики Беларусь: основные этапы и направления развития.
  43. Провозглашение и становление Республики Беларусь в первой половине 1990-х гг.: правовое оформление государственного суверенитета.
  44. Общественно-политическая система Республики Беларусь во второй половине 1990-х гг. – начала ХХІ в.: направления формирования и результаты укрепления.
  45. Основы государственного строя Республики Беларусь и государственной идеологии: выбор модели управления и ориентиров развития.
  46. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь: разработка и реализация белорусской модели.
  47. Внешняя политика Республики Беларусь: формирование и реализация многовекторного характера.
  48. Развитие образования и науки в Республике Беларусь: вклад в формирование общества знаний.
  49. Развитие литературы и искусства в Республике Беларусь: отражение культурно-исторического наследия и современные достижения.
  50. Достижения белорусских спортсменов-олимпийцев.

 

 

 

свернуть

Трудоустройство подростков

Трудоустройство подростков

 Чем регулируется трудоустройство подростков?

Труд подростков регулируется Трудовым кодексом Республики Беларусь (статьи 21, 114, 272, 274, 275, 279).

Временная занятость молодежи в свободное от учебы время регламентируется Положением о порядке и условиях организации и финансирования временной трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время летних каникул, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. №84.

Где подростку поработать летом?

Для трудоустройства во время летних каникул подростки могут обращаться в управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите районных, городских и исполнительных комитетов в своем районном, городском населенном пункте.

В городе Минске можно обратиться в управление занятости комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, общественное объединение "Белорусский республиканский союз молодежи", а также в другие организации.

Сколько может работать подросток?

Во время летних каникул подростки от 14 до 16 лет могут трудиться до 4 часов 36 минут, подростки от 16 до 18 лет максимум 7 часов в день.

Какие документы нужны для трудоустройства?

Для трудоустройства в обязательном порядке необходимо предъявить нанимателю следующие документы:

свидетельство о рождении;

справку по форме 086/У из поликлиники;

письменное согласие одного из родителей.

Как должны платить подростку?

Сколько бы ни работал подросток, зарплата должна начисляться как при полном рабочем дне (статья 279 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Будет ли у подростка трудовая книжка?

Трудовая книжка выдается нанимателем работнику при условии, что он отработал 5 и более рабочих дней.

 

свернуть

Советы при подготовке к экзаменам

Экзамены... При одной только мысли о них бросает в дрожь! Но не стоит воспринимать всё так близко к сердцу, просто нужно не затягивать с подготовкой, и всё пройдёт на отлично! :)

Конечно же, не стоит забывать о том, что итоги экзамена зависят только от тебя самого, поэтому лучше усиленно готовиться, чем валяться возле телевизора или убивать время за компьютером. Про камеры и прочие новшества в проведении экзаменов ты уже вдоволь наслышен, от этих частых упоминаний становится не по себе, но не переживай так сильно! Мы уверены, что всё у тебя получится, ведь каждый проходил сдачу экзаменов (а ты разве хуже других?!), поэтому не бойся, ты всё сможешь!

Для того, чтобы вселить тебе немного уверенности, мы дадим тебе несколько советов по подготовке к этому важному событию - экзаменам.

Совет №1. Начинай подготовку вовремя.
Понимаем, что садиться за экзамен не хочется,но это нужно.
Если ты будешь тянуть время, то сделаешь себе только хуже.
Чем раньше ты начнёшь подготовку, тем лучше усвоишь материал
и не будешь спешить и волноваться, что времени
осталось совсем немного. 
Совет №2. Делай перерывы.
Когда ты весь день сидишь и учишь, то не забывай
о перерывах. Даже если у тебя времени совсем мало,
каждые 40-60 минут делай 10-минутные перерывы.
Таким образом, ты сможешь освежить свою голову и мысли,
чтобы ещё больше запомнить.
Совет №3. Свежий воздух. 
Чтобы лучше запомнить даты, формулы и ответы на билеты,
необходимо насыщать свой мозг кислородом. 
Помещение, в котором ты готовишься к экзаменам,
должно хорошо проветриваться (но избегай сквозняков).
Также, совершай прогулки, пусть они будут даже минут 15-20.
Совет №4. Здоровый сон. 
Очень важно спать не менее 8 часов в день.
Это нужно для того, чтобы организм отдохнул и набрался сил.
В случае, если ты не выспался, весь день подготовки
может быть напрасным, потому что твой мозг не будет
запоминать нужную информацию. Поэтому сон - очень важный пункт.
 Совет №5. Двигайся. 
Делай небольшие физические упражнения,
для того чтобы размять мышцы в период длительного
сидения во время учёбы. Это поможет тебе немного отдохнуть
от учебы и зарядиться бодростью для дальнейшей подготовки.
Совет: можешь совершать пробежки по утрам.
 Совет №6. Начинай учить с утра. 
Лучше начинать учить экзамен с самого утра.
Это значит: встал, позавтракал и приступил.
Утро - самое лучшее время для подготовки,
так как твой мозг ещё совсем не загружен
повседневными делами и лишними мыслями
Совет №7. Повторение -  мать учения. 
Чем чаще ты повторяешь материал, тем лучше запоминаешь,
а, следовательно, и понимаешь. Перед сном обязательно повтори
изученное. Даже если ты едва ли можешь вспомнить что выучил.
Утром ты проснешься и легко вспомнишь то, что изучал вчера.
Лучше записывать всякие формулы на листочек по памяти,
т.е. выучив несколько формул, написать их на листочке по несколько раз.
Так ты точно сможешь проверить свои знания и быстрее подготовиться. 
Совет №8. Цветотерапия. 
Используй знания психологии о влиянии цвета на человека.
В процессе подготовки к экзаменам желательно окружать
себя предметами желтого и фиолетового цвета.
Желтый цвет способствует запоминанию,
а фиолетовый стимулирует интеллектуальные способности и умственную активность.
Совет №9. Ароматерапия. 
Также используй возможности ароматерапии.
Натуральные эфирные запахи нормализуют психическое
состояние человека, уравновешивают процессы, происходящие в
организме. Активизации умственной деятельности, концентрации
внимания, сосредоточенности способствуют ароматы лимона, лаванды,
розмарина, герани, апельсина. 
Снять нервное напряжение и волнение помогает смесь
эфирных масел для аромалампы, состоящая из четырех капель герани,
трех капель лаванды, двух капель можжевельника и одной капли тимьяна. 
Также успокаивающими свойствами обладают: герань, жасмин и мелисса. Расслабиться помогают ароматы базилика, лаванды, мелиссы,
апельсина, розы, сандала, кедра. Снять общий стресс от переутомления
поможет следующая смесь: лаванда – 4 капли, апельсин – 3 капли,
герань – 2 капли, розмарин – 1 капля.
Совет №10. Смехотерапия. 
Смехом можно «ударить» по стрессу. Он не только продлевает жизнь,
но и снимает стресс, улучшает аппетит и работоспособность,
нормализует сон. Смех – это также отличное средство
борьбы со страхом. Так что никогда не забывай про чувство юмора — пусть оно не покидает тебя и во время экзамена.

Совет №11. За день до экзамена. День до экзаменов лучше посвятить сохранению хорошего физического состояния и психологического самочувствия. Необходимо прекратить всяческую подготовку (разумно это сделать ещё раньше, за два-три дня, но это под силу не каждому, так как страх перед предстоящим испытанием обычно пересиливает), дабы избежать эффекта «каши в голове». Необходимо в этот день выбрать щадящий режим: побольше отдыхать, предпочесть активному отдыху спокойный, избегать сильных физических и умственных нагрузок. Лучше всего провести этот день в хорошей компании и неспешных прогулках. В ночь перед экзаменом очень важно выспаться. Многие совершают ошибку: всю ночь перед экзаменом проводят за книгами, эффект такого поступка обратный — вместо того, чтобы систематизировать знания и осуществить прекрасный ответ на экзамене, мозг переутомляется, появляется эффект «тяжёлой головы» и человеку зачастую начинает казаться, что он «ничего не помнит». Поэтому не стоит напрягаться, а лучше лечь пораньше и проснуться со свежей головой и хорошими мыслями.

Все необходимые приготовления для экзаменационного дня стоит провести не утром в день экзамена, а накануне: подготовить одежду, зарядить мобильный телефон, сложить необходимые документы, письменные принадлежности (в том числе и запасные) — это поможет не беспокоиться по мелочам.

свернуть